Готовность российских вузов к образовательной цифровизации
Ссылка для скачивания: Готовность российских вузов к образовательной цифровизации.docx
Авторы: Максим Александрович Головчин
Аннотация: В материале представлены результаты социологического исследования, посвященно-го оценке готовности российского высшего образования к условиям масштабного внедрения в процесс обучения цифровых технологий (образовательной цифровизации). В научной лите-ратуре все чаще электронизацию и цифровизацию называют одной из институциональных ловушек развития российских вузов, поскольку соответствующая институциональная среда по причине форсированного характера нововведений пока не была сформирована, из-за чего процессы внедрения новых технологий в образование до сих пор не регламентированы. В рамках исследования были сделаны выводы на основе анализа данных экспертного опроса, который был проведен Вологодским научным центром Российской академии наук среди представителей профессорско-преподавательского состава государственных вузов Воло-годской области в 2019 году. На основании результатов эмпирического исследования были уточнены признаки образовательной цифровизации как эффективного нововведения (повы-шение доступности к образовательным ресурсам; упрощение коммуникации и процесса пе-редачи знаний от преподавателя студенту; расширение возможностей подготовки специа-листов для новой (цифровой) экономики; повышение качества образования в вузах и т.д.); выявлены черты образовательной цифровизации как институциональной ловушки (отсут-ствие четкой регламентации процессов цифровизации; слабая ресурсная и техническая го-товность вузов к обеспечению свободного доступа населения к онлайн-курсам; обесценива-ние педагогической профессии, что сопровождается риском превращения преподавателя в «модератора» общения в виртуальных сетях; спорность форм контроля за знаниями в циф-ровой среде и т.д.), а также определено, что условия развития цифровизации в российских вузах в настоящее время отличаются неоднозначностью, что тесно связано с уровнем кон-курентоспособности образовательной организации. К этим условиям легче приспосаблива-ются хорошо финансируемые вузы-лидеры – федеральные университеты, национальные ис-следовательские университеты и т д. В остальных организациях процессы цифровизации могут имитироваться, что вполне способно ввести в разряд нормы регулярную поддержку ловушки электронизации и цифровизации агентами-оппортунистами. Материалы исследо-вания могут быть использованы в сфере управления образованием как на региональном, так и локальном уровнях.
Ключевые слова: Цифровизация, Федеральный проект, Экспертный опрос, Сопротивление переменам, Адаптация
Просмотр вопросов
Популярных вопросов для отображения нет
Новых вопросов нет
В форуме 5 вопросов
-
0 голосов2 ответа
-
0 голосов2 ответа
-
0 голосов2 ответа
-
0 голосов1 ответ
-
0 голосов1 ответ