Перейти к содержанию
Форум интернет-конференций ВолНЦ РАН

Светлана Викторовна Костюкевич

Участники конференции
  • Публикаций

    12
  • Зарегистрирован

  • Посещение

Сообщения, опубликованные Светлана Викторовна Костюкевич


  1. Константин Викторович, меня заинтересовал Ваш доклад , я его с удовольствием прочла и задаю Вам вопрос – среди  российских образовательных онлайн-платформ есть еще одна, помимо указанных Вами – это Vert Dider – но Вы не указали эту платформу. Почему? Или Вы не считате это онлайн-платформой?  Тогда вопрос – по каким критериям Вы определяете образовательную онлайн-платформу?


  2. Елена Юрьевна, прочла Ваш доклад «Состояние науки в России и тенденции ее развития», и у меня возник вопрос «Почему современная Россия не сохраняет достижения своего предшественника СССР, который очень много инвестировал в развитие науки (особенно естественной и технической), создал элитные технические вузы и стал одним из лидеров в продвижении научно-технического прогресса (НТП)?  СССР стремился к геополитическому лидерству, поэтому он так активно поддерживал научно-техническое развитие страны.  Очевидно, что современная  Россия также стремится к геополитическому лидерству – тогда почему она не поддерживает НТП?


  3. И насколько должно быть велико влияние предпринимателей на процессы происходящие в государстве – в области экономики значительным, т.е. нужно дать значительную степень свободы предпринимателям и бизнесу. Но! При этом не стоит руководствоваться идеей, что государство не должно вмешиваться в экономику. Должно вмешиваться – для чего? Для того, чтобы защитить, например, права трудящихся, следить за налогами, следить, чтобы не было монополистов и т.д.  Нужно сформировать дружественный альянс между политиками и бизнесменами, чтобы сделать бизнес цивилизованным, т.е. люди бизнеса должны принимать, что они работают для прибыли, но не в ущерб интересам общества и государства.  Бизнес должен работать по закону – и за этим должны следить политики и гражданское общество.


  4. Андрей Алексеевич, чтобы включить предпринимателей в создание и развитие постсоветской экономики, органам власти нужно способствовать созданию положительного имиджа предпринимателей в постсоветском обществе. В свое время советские власти, заинтересованные в индустриализации и научно-техническом прогрессе, сделали профессии ученых и инженеров массовыми, и сделали ученых и инженеров уважаемыми фигурами в советском обществе (вспомните, сколько фильмов и книг сделано для популяризации науки и инженерии в СССР).  Сегодня власти должны сделать уважаемой фигурой предпринимателя. Восприятие предпринимателей и бизнесменов как людей недостойных и эксплуататоров – недопустимо, если они честно платят налоги и соблюдают законы.  

    Просматривая по российским ТВ каналам, какие показывают сегодня современные российские фильмы – я обнаруживаю, что популярные и привлекательные фигуры – это военные и священники. Это, конечно, не мое дело указывать россиянам, но если Россия заинтересована в экономическом и технологическом развитии, то она должна осознавать, что не священники и силовики этим занимаются, а предприниматели, ученые и инженеры. Более того, когда Й. Шумпетер выдвинул идею инновационной экономики, то тем самым, он показал, что в западных странах образовался дружественный альянс предпринимателей и работников научно-технической сферы – это когда предприниматели используют научно-технические разработки для коммерциализации (создавая, таким образом, и новые отрасли экономики).

    В бывших советских странах, где индустриальную экономику создавали не предприниматели, а бюрократия (а предпринимателям и бизнесменам создавали репутацию как врагам народа и жуликам), теперь очень трудно убедить нынешнее руководство  этих стран в том, что предпринимателей  в современном  обществе нужно сделать такой же уважаемой фигурой, какими уважаемыми фигурами сделала ученых и инженеров советская власть в советском обществе. 

    В бывших советских странах из-за того, что экономика тотально подчинена политике не удается запустить развитие экономики, потому что для развития необходим значительный коридор свободы, в частности значительный коридор экономической свободы для предпринимателей  и в целом для бизнеса.  Развитие невозможно без свободы – вспомните, что советская власть позволяла значительную степень и личной и профессиональной свободы ученым-естественникам (гуманитарии были под жесткой цензурой). И это позволило советским физикам и химикам работать на мировом уровне.

    Итак, чтобы включить предпринимателей в создание и развитие постсоветской экономики, их нужно сделать уважаемой фигурой в обществе и дать им широкий коридор экономической свободы.


  5. Елена Александровна, должна сказать, что мы не хорошо живем – просто, в отличие от России, в Беларуси появление частных вузов было пресечено, когда пришел Лукашенко ( он  отдает предпочтение не частному, а государственному).  В итоге, на сегодня  в Беларуси всего 8 частных вузов из 52–х,  и эти 8 вузов были созданы в период с 1990 по 1993 гг. –  после этого частные вузы не возникали.      В Беларуси зарабатывают на студентах-платниках, главным образом, не частные, а  государственные вузы, создавшие платные потоки.  Но лет 7-8 назад началась обратная тенденция:  количество студентов-платников с каждым годом на платных потоках государственных вузов сокращается – и уже сократилось почти в 2 раза.  Причин несколько: и рынок труда не требует;  и экономика стагнирует, не нуждаясь в  работниках;  и растет недовольство среди молодежи, которая заплатила за образование и не может  вернуть  эти деньги, работая;   и чаще всего молодежь не работает по специальности;  да и платить за образование детей многие родители уже не в состоянии , так как уже лет 8-9  экономика Беларуси стагнирует;  и еще - демографическая ситуация плохая, так  что не хватает рабочих для производства.  В общем, причин , почему сокращают число студентов (пока  за счет платников) довольно много.     


  6. Елена Александровна,  я внимательно прочла вашу статью (в соавторстве) и хочу сказать, что она  мне понравилась. 
    Я тоже изучаю вопросы образования и, мне было очень интересно прочесть . 
    Проблемы, которые Вы отмечаете, также актуальны и для Беларуси. В принципе, у нас все очень похожее.
    К сожалению, сфера образования и науки недофинансируются и медленно деградируют.  И это очень обидно, так как СССР в свое время очень много инвестировал в развитие образования и науки, будучи одержимым научно-техническим прогрессом.  
    • Like 1
    • Thanks 1

  7. В Беларуси как бывшей советской стране, где индустриальную экономику создавали не предприниматели, а бюрократия , очень трудно убедить нынешнее руководство  в том, что предпринимателей  в современном белорусском обществе нужно сделать такой же уважаемой фигурой, какими уважаемыми фигурами сделала ученых и инженеров советская власть в советском обществе. 


  8. Екатерина Викторовна, вместе с коллегами-социологами из Киевского политеха (теперь это технический университет) мы провели грантовое исследование на тему "Интеграция инженерного образования и бизнес-образования в технических университетах  Украины и Беларуси как фактор развития национальных экономик" (2016-2018  гг). Мы отталкивались от того, что в западных странах, в частности, мы брали Ирландию, в инженерных вузах студентам читают курсы по предпринимательству и помогают открыть стартапы. Мы хотели на цифрах показать, что инженерное студенчество в Беларуси и Украине может быть социальной базой развития  промышленного предпринимательства. Опросив студентов инженерных специальностей БНТУ (Белорусского национального технического университета) и НТУУ им. Сикорского (современное название Киевского политеха) мы показали на цифрах - склько хотят слушать курсы по предпринимательству, сколько имеют инженерную идею под коммерциализацию, сколько уже даже продумали механизм коммерциализации, у скольких родители занимаются бизнесом и так далее. Что мы обнаружили? Главным препятствием для развития промышленного предпринимательства является даже не отсутствие финансирования, а отсутствие защиты интеллектуальной собственности. Мы представляли результаты нашего исследования на разных площадках, но, к сожалению, из-за политической линии руководства Беларуси на самом верху идея развития промышленного предпринимательства не получила развития. 


  9. А зарабатывают на студентах-платниках у нас в основном не частные , а государственные вузы, которые имеют бюджетный и платный потоки. 


  10. Елена Александровна, Беларусь приняла дорожную карту для вступления в Болонский процесс, прошло уже более трех лет, но воз и ныне там, т.е. мы так и не вступили в Болонский процесс. Что касается сокращения вузов, то у нас были закрыты 2 частных университета - сокращение у нас идет не по линии числа вузов, а по численности студентов вузов (почти в два раза сократилось число тех, кого принимают на платной основе), т.е. у нас идет сокращение численности студентов и делается это за счет платников. 

×