Перейти к содержанию
Форум интернет-конференций ВолНЦ РАН

Маргарита Борисовна Скворцова

Участники конференции
  • Публикаций

    14
  • Зарегистрирован

  • Посещение

  • Победитель дней

    1

Маргарита Борисовна Скворцова стал победителем дня 29 марта 2020

Маргарита Борисовна Скворцова имел наиболее популярный контент!

Репутация

2 Neutral

Информация о Маргарита Борисовна Скворцова

  • Звание
    Member
  1. Михаил Иванович, Сергей Александрович, добрый день! Спасибо за доклад. Скажите, пожалуйста, в миграционной политике Республики Беларусь во время пандемии COVID-19 появились ли какие механизмы дополнительной защиты этой категории населения? С уважением, Скворцова Маргарита Борисовна.
  2. Добрый день, уважаемая Лидия Кузьминична! Спасибо за вопрос. Достижение регионами целей устойчивого развития здравоохранения возможно при соблюдении ряда условий: институциональное обеспечение, модернизация инфраструктуры, развитие экологической культуры, устойчивые межрегиональные связи, устойчивое взаимодействие государства и бизнеса, должное финансирование, политическая воля и ряд других.
  3. Социальная защита , риски цифровизации

    Глубокоуважаемая Наталия Николаевна, благодарю за вопрос! Процесс цифровизации сферы социальных услуг за последние два года сделал существенный рывок в данном направлении. Безусловно, на это действие оказало влияние пандемия. Работа, которая проводится в направлении цифровизации, заслуживает внимания. Я говорю о проекте "Социальное казначейство". Он предполагает проактивное (беззаявительное) информирование о доступных мерах государственной поддержки и упрощенное получение выплат - без сбора справок, просто по одному заявлению (или даже без него). Полный переход на единую цифровую платформу планируется в 2024 году. Однако, введенные против нашей страны санкции могут осложнить процесс цифровизации. Как пример, "Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН) не получила средств на масштабный проект цифровизации ... Под угрозой могут оказаться и другие госпроекты цифровой трансформации: бюджеты на них могут секвестрировать, а сам процесс осложнится из-за технологических санкций, считают участники рынка" [1]. 1. Исакова Т., Королев Н. Цифре дали УДО. Проект цифровизации российских тюрем заморожен // Коммерсант № 56 от 01.04.2022, стр. 7. https://www.kommersant.ru/doc/5284034
  4. кадры

    Мария Андреевна, благодарю за вопрос! Да, согласна с Вами, этот аспект действительно действительно заслуживает пристального внимания и изучения. По оценкам Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ) для развития цифровой экономики России потребуются два млн IT-специалистов в ближайшие 10 лет. Чтобы восполнить нехватку специалистов с 2018 года необходимо дополнительно набирать как минимум 40 тыс. человек ежегодно в средние и высшие профессиональные образовательные учреждения при одновременном повышении качества обучения и целевого трудоустройства выпускников. «Сейчас среднее профессиональное и высшее образование «приводит» в экономику только 60 тыс. человек, а этого недостаточно, чтобы взрастить новое поколение, которое будет конкурировать со своими сверстниками в других странах через 10 лет», - указывают эксперты[1]. Помимо недостатка IT-специалистов и неравномерной их подготовки по регионам хочу отметить еще один аспект. IT-специалисты наиважнейший ресурс цифровой экономики и они должны быть профессионалами. На сегодняшний день повсеместно возникают различный курсы, программы, обещающие за короткий промежуток времени превратить вас в специалиста (мы это уже проходили, когда на рынок труда происходил вброс низкоквалифицированных юристов, экономистов, бухгалтеров и т.д.). Поэтому возникает необходимость в: - разработке, применение и актуализация профессиональных стандартов в сфере информационных технологий; - разработке государственных стандартов профессионального образования, актуализации программ профессионального образования и обучения; - профессионально-общественной аккредитации образовательных программ в сфере информационных технологий; - независимой оценки квалификаций специалистов согласно закону №238-ФЗ (от 03.07.2016 г.); - мониторинге рынка труда в области ИТ. [1] Эксперты: цифровой экономике России потребуются два млн IT-специалистов в ближайшие 10 лет. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://tass.ru/ekonomika/4918919
  5. дифференциация рисков

    Ольга Николаевна, благодарю за вопрос. Пару лет назад мы с коллегами в рамках гранта занимались исследованием человеческого капитала старших поколений. Этой категории населения приходится значительно труднее при освоении современных цифровых технологий в различных сферах жизни и они , по нашему мнению, более подвержены рискам цифровизации. Затруднительно ответить на второй вопрос. Исследований по этому вопросу не проводила. К сожалению, государственные платформы также несут в себе определенные риски для граждан.
  6. О зарубежном опыте

    Добрый вечер, уважаемая Татьяна Сергеевна! Спасибо за вопрос. Зарубежный опыт поддержки данной категории можно свести к двум направлениям. В ряде стран антикризисные меры, осуществляемые государством, затрагивают категорию молодежи (например, федеральный план экономического реагирования для поддержки молодежи в Канаде), а в других странах (Испания) антикризисные меры направлены на социально незащищенные группы населения или население в целом, без выделения категории молодежи (не говоря уже о молодых людях, впервые выходящих на рынок труда). МОТ призывает государства, в которых действуют национальные молодежные стратегии, использовать их для поддержки молодежи во время пандемии, но большинство стран ограничиваются мерами для населения в целом или для социально незащищенных групп населения. Ряд стран во время пандемии предложили более гибкие механизмы финансовой помощи: финансовая помощь студентам и выпускникам вузов (Франция, США, Германия); увеличение размера стипендий (Канада, Италия). В США приостановлены платежи, начисление процентов и штрафов по студенческим кредитам. В Канаде приостановили выплаты ссуд и процентов по образовательным кредитам студентам и стажерам. Основные меры принятые, как у нас, так и в международном сообществе, можно свести к следующим: создание дополнительных рабочих мест для студентов и выпускников; субсидирование работодателей при приеме на работу или на стажировку молодых специалистов; налоговые льготы при приеме на работу молодых специалистов. Продолжаю изучать данный аспект. Спасибо за интерес к докладу. С уважением, Скворцова М.Б.
  7. Вопрос

    Здравствуйте, уважаемая Ксения Андреевна! Спасибо за вопрос. На сегодняшний день в России возрождается институт наставничества, который был широко развит в советские годы. Эффективность этого института доказана на практике. Сейчас система наставничества выходит на новый уровень развития, при котором актуализируется процесс адаптации и повышение профессиональных компетенций молодого работника. Многие руководители предприятий, представители бизнеса отмечают: качество современного образования оставляет желать лучшего. «Специалистов» приходится доучивать на рабочем месте. В данном аспекте наставничество, как передача накопленного опыта специалистами молодым работникам, могло бы решить эту проблему с наименьшими затратами для самого предприятия. На практике начинают возникать ситуации, когда предприятие повышает образовательный уровень своих возрастных работников в области компьютерных достижений, технических новинок, применения различных гаджетов и т.д. используя знания молодых сотрудников. Возникает эффект взаимного наставничества. Практика наставничества вовсю развивается и на государственной службе. Институты наставничества уже существуют, как на федеральном уровне, например, в Министерстве РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерстве юстиции РФ и Федеральной службе судебных приставов, и ряде других, так и на уровне субъектов Российской Федерации, например: в Санкт-Петербурге, в Брянской, Воронежской и др. Институт наставничества охватывает не только отношения на производстве, но и развивается в следующих направлениях: наставничество в социальной сфере, наставничество в образовании и кружковом движении, наставничество в бизнесе и предпринимательстве. В данном случае привлечение трудового, социального, нравственного потенциала старшего поколения к социализации, воспитанию и профессиональному обучению молодежи представляется оптимальным решением. Тем более, что одним из важнейших общемировых трендов в последние десятилетия является увеличение абсолютной численности пожилых людей. С уважением, Скворцова М.
  8. Здравствуйте, интересный доклад на актуальную в данный момент тему

    Здравствуйте уважаемый, Даниил Андреевич! Спасибо за вопрос. Цифровая грамотность - базовый набор знаний и навыков, позволяющий человеку эффективно работать, общаться и получать информацию в цифровой среде. Это динамичный процесс, потому что меняются условия, цифровые данные. Цифровизация – это повсеместное внедрение цифровых технологий в разные сферы жизни: промышленность, экономику, образование, культуру, обслуживание и т.п. С уважением, Маргарита Скворцова.
  9. Как повысить цифровую культуру разных поколений?

    Добрый день, уважаемый Владимир Алексеевич! Спасибо за вопрос. По доступности услуг сотовой связи Россия занимает второе место в мире, широкополосного доступа в интернет – десятое. Но главное надо научить граждан пользоваться цифровыми сервисами. До 1 июня 2020 года кабинет министров обещал обеспечить гражданам бесплатный интернет-доступ к отечественным социально значимым сервисам. Перечень таких сервисов и порядок оказания названных сейчас определяется. Также одобрено введение сертификатов на бесплатное образование для женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребёнком. На данный момент бесплатно пройти дистанционное обучение можно по персональным цифровым сертификатам, реализуемым в рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики». В рамках этой программы планируется к 2024 г., что 1 млн человек получат сертификаты на развитие компетенций цифровой экономики и 10 млн человек пройдут обучение по онлайн программам развития цифровой грамотности. Для лиц пожилого возраста существует достаточно большое количество курсов, программ, позволяющих получить знания и навыки в области цифровой грамотности бесплатно (по Санкт-Петербургу точно). Взаимодействие между поколениями проявляется и этом вопросе. Как правило, младшее поколение с удовольствием делится знаниями со старшими в вопросах цифровой грамотности, как в семьях, так и на рабочих местах. С уважением, Скворцова Маргарита.
  10. Вопрос

    Добрый день, уважаемая Елена Сергеевна! Спасибо за вопрос. Безусловно, проблемы «отцов» и «детей» существуют, их описывали еще классики русской литературы. Тема межпоколенных конфликтов довольно широко освещена и в исследованиях отечественных и зарубежных авторов. В системе трудовых отношений имеют место конфликты между людьми разных возрастных групп. Конфликт может оказывать на работу предприятий функциональное и дисфункциональное воздействие. Первое проявляется в том, что в результате столкновения интересов, целей на предприятии совершенствуется структура управления, воплощаются новые идеи. Во втором случае негативное влияние проявляется в ослаблении организованности и единства коллектива, результатом может стать снижение производительности труда, профессионального развития и потеря квалифицированных кадров.
  11. Вопрос от модератора

    Добрый день, уважаемый Максим Александрович! 1. Безусловно, к категории «молодёжь» в России относятся граждане от 14 до 30 лет. Однако молодые ученые считаются до 35 лет. В Росстате такая же градация возрастных групп по ряду показателей, показывающих цифровые навыки населения. Выделить четко на основе имеющихся данных категорию «молодежь» не представляется возможным. Однако тенденции увидеть можно. 2. Спасибо за хороший вопрос и даже подсказки на что стоит обратить внимание и расширить обозначенный перечень. 3. Происходит изменение характера взаимодействия между поколениями, раньше действительно «возраст часто являлся признаком квалификации, профессиональной зрелости», пожилой человек был носителем информации. Но сегодня современные поисковые программы позволяют молодежи в короткие сроки найти нужные сведения. Но качество информации тоже вопрос. Я еще раз повторюсь, но двухстороннее наставничество присутствует и в научной среде. Преемственность поколений имеет место и в научной среде. Еще один момент, передача молодым людям культурных, этических, нравственных аспектов - это миссия старшего поколения. С уважением, Скворцова М.Б.
  12. Добрый вечер, уважаемая Татьяна Сергеевна! Спасибо за вопрос и интерес к докладу. Образовательный центр "Сириус" решение этой задачи видит через систему наставничества, которая предполагает поддержку одарённых детей самыми сильными российскими педагогами, тренерами и ведущими деятелями искусства, науки и спорта. Центр объединяет своих выпускников и будет следить за их успехами и достижениями, дальнейшим трудоустройством в ведущие российские художественные коллективы, культурные центры, национальные спортивные клубы, высокотехнологичные компании и научные центры. Мое представление о системе сопровождения талантливой молодежи, как в школе, так и вузе заключается в тьюторском сопровождении данной категории. Это позволит обеспечить разработку индивидуальных образовательных программ обучающихся, а также сопровождение процесса обучения в школе, вузе и различных системах дополнительного и непрерывного образования.
  13. Наставничество в современном обществе

    Здравствуйте, уважаемая Елена Сергеевна! Благодарю за интерес, проявленный к теме доклада. Система наставничество в наши дни охватывает: отношения на производстве, наставничество в социальной сфере, наставничество в образовании и кружковом движении, наставничество в бизнесе и предпринимательстве. Безусловно, значение наставничества в сфере труда очень высоко, это очень действенный механизм. Также серьезные темпы набирает социальное наставничество. Примеров успешной реализации данного направления уже достаточно много. Так в ряде регионов открылись и эффективно работают наставнические центры, центры поддержки и сопровождения выпускников из школ-интернатов. Появляются методические наработки эффективных технологий сопровождения и подготовки детей-сирот к самостоятельной жизни, которые имеют не краткосрочные мероприятия, а сопровождение данной группы до полного встраивания во взрослую жизнь. Это лишь фрагмент из широкой палитры социального наставничества, примеров значительно больше. Поэтому на мой взгляд, эти две сферы сейчас наиболее актуальны. С уважением, Скворцова Маргарита Борисовна.
  14. Наставничество

    Здравствуйте, уважаемая Галина Анатольевна! Спасибо за вопрос. Рассмотрение темы взаимосвязи и взаимозависимости поколений в сфере занятости традиционно ведется с позиции стойкого бытового негативного суждения: считается, что вовлечение/сохранение населения старших возрастов в сфере занятости происходит в ущерб молодежи, поскольку в этом случае пожилые занимают рабочие места, на которых потенциально могли бы трудиться молодые люди. Однако многочисленные современные научные исследования доказали: этот расхожий стереотип абсолютно не соответствует действительности. Причем доказательства этому найдены как за рубежом, так и в нашей стране. В отчете Международного Научно-исследовательского Института по вопросам труда за 2014 год говорится: «Отрицательная обратная связь между трудовой занятостью молодых и зрелых специалистов отсутствует: напротив, повышение занятости населения старших возрастных групп приводит к увеличению занятости молодежи. А ограничение трудовой деятельности работников зрелого возраста никак не расширяет карьерные возможности для молодых соискателей». В отчете также отмечается, что меры, введенные в свое время в Дании и Франции для снижения доли трудовой занятости зрелого населения, привели к повышению доли безработицы среди молодежи в том же периоде. В документе Всемирной организации труда (ВОЗ) «Эйджизм на рабочих местах» утверждается, что «Меры политики, обеспечивающие обязательный выход на пенсию в установленном возрасте, не способствуют созданию рабочих мест для молодых людей, как ожидалось ранее, но ограничивают возможный вклад пожилых людей и возможности организации для использования квалификации и опыта пожилых сотрудников». Отечественные ученые после исследования этого вопроса тоже придерживаются данной точки зрения. В частности, на эту тему рассуждает группа ученых Института международной экономики (ИМЭМО РАН) под руководством Е.Ш. Гонтмахера: «…от увеличения доли пожилых в составе рабочей силы производительность предприятий может не только проигрывать, но и выигрывать. Хотя работодатели зачастую предпочитают более молодых кандидатов, в экономике знаний возрастает значение личностного знания и опыта, которые накапливают за время трудовой деятельности работники старшего возраста». Доцент Высшей школы экономики Е. Кудрявцева полагает: что «никогда структура рабочих мест, занятых пожилыми, не будет соответствовать структуре мест для молодых. Что касается мотивов наставников (во, первых эту роль на себя могут взять, как работающие, так и пенсионеры). Я в своей работе делаю акцент, что пенсионеры в большей степени могут быть полезны на позиции наставников. Мотивы для наставников просматриваются следующие: - доверие со стороны компании, как зарекомендовавшие себя лояльными, эффективными и успешными сотрудники; - статус лидера, доверие и репутацию среди коллег; - личный рост и удовлетворение от работы; - материальное вознаграждение в виде премии за каждого стажера, успешно сдавшего экзамен по окончании испытательного срока; - включение в управленческий кадровый резерв. Что касается наставничества, в советское время и сейчас. На мой взгляд, в наши дни система наставничество охватывает: отношения на производстве, наставничество в социальной сфере, наставничество в образовании и кружковом движении, наставничество в бизнесе и предпринимательстве, что значительно шире, чем в в советское время. Как пример, в области социального наставничества в некоторых из регионов открылись и эффективно работают наставнические центры, центры поддержки и сопровождения выпускников из школ-интернатов. Появляются методические наработки эффективных технологий сопровождения и подготовки детей-сирот к самостоятельной жизни, которые имеют не краткосрочные мероприятия, а сопровождение данной группы до полного встраивания во взрослую жизнь. С уважением, Скворцова Маргарита Борисовна.
×