Перейти к содержанию
Форум интернет-конференций ВолНЦ РАН

Наталья Геннадьевна Лопатова

Участники конференции
  • Публикаций

    10
  • Зарегистрирован

  • Посещение

  • Победитель дней

    1

Наталья Геннадьевна Лопатова стал победителем дня 24 июня 2019

Наталья Геннадьевна Лопатова имел наиболее популярный контент!

Репутация

6 Neutral

Информация о Наталья Геннадьевна Лопатова

  • Звание
    Member

Посетители профиля

  1. Перспективные технологии

    Добрый день, Алла Александровна! Спасибо за вопрос. По моему мнению, такие технологии как искусственный интеллект, аддитивные технологии, блокчейн, квантовые технологии открывают много перспектив для стимулирования инноваций, повышения эффективности производственных процессов и улучшения качества услуг, тем самым способствуя более устойчивому росту, а также повышению благосостояния. Данные технологические инновации, как правило, ускоряют развитие основных характеристик цифровизации: детализация, скорость и масштаб.
  2. Добрый день, Алла Александровна! Спасибо за интересный доклад. Скажите, пожалуйста, на достижение каких ЦУР (кроме 8 и 9) могут оказывать влияние цифровые технологии / инновации?
  3. Национальные программы

    Спасибо.
  4. Добрый день! Спасибо за интересный доклад. Скажите, пожалуйста, какие направления (задачи, мероприятия), отраженные в приведенных национальных программах, с Вашей точки зрения, являются наиболее актуальными для достижения более высоких показателей (позиций) в рассматриваемых индексах.
  5. Добрый день! Спасибо за вопрос. Я не рассматривала отдельно российский опыт развития цифровой экономики. Мой анализ цифрового развития ряда зарубежных стран для достижения поставленных целей цифрового развития Республики Беларусь (моей родной страны) позволил выявить следующие подходы, которые, как мне кажется, будут актуальны и для Российской Федерации: 1. Обеспечение быстрой, качественной и доступной связи через соответствующую инфраструктуру: создание различных инвестиционных моделей для привлечения частных капиталовложений в целях расширения охвата связью, повышения ее скорости и стабильности и поддержка инноваций компаний в области формирования и развития цифровой инфраструктуры. 2. Разработка концептуальных документов, определяющих приоритеты национального цифрового развития: создание и реализация комплексной национальной политики цифрового развития, охватывающая различные сферы общества, экономики и технологического сектора; разработка стратегических документов по таким направлениям как: электронное государство, концепция "умных городов", Индустрия 4.0 и др. 3. Сотрудничество между всеми уровнями государственного управления и частным сектором, гражданским обществом и научными кругами при реализации и оценке национальной цифровой стратегии: разработка гибких, новаторских и совместных решений в области управления интернетом; определение органа, обладающего полномочиями и компетенциями для продвижения цифровых инициатив по приоритетным направлениям. 4. Создание благоприятной среды для бизнеса, которая уделяет первоочередное внимание ГЧП и культивирует локальную инновационную экосистему. Запуск инициатив для стимулирования предприятий, государственных органов и потребителей к внедрению цифровых сервисов; разработка документов по управлению вопросами защиты конфиденциальности и использования данных. 5. Обеспечение равных возможностей для крупных высокотехнологичных компаний и малых и средних предприятий в разработке и тестировании своих инновационных продуктов, доступе к финансовым ресурсам, получению необходимых знаний и компетенций для внедрения передовых технологий и др.: всесторонняя поддержка научных исследований в области цифровых технологий, развитие специальных налоговых режимов, осуществление информационной поддержки для предприятий в реализации своих инновационных идей, разработка образовательных программ, направленных на получение новых цифровых компетенций, разработка комплексного законодательного регулирования специальных правовых режимов (песочницы), стимулирование развития венчурного финансирования цифровых инноваций и др. 6. Формирование всеобъемлющей национальной политики информационной безопасности: разработка широкомасштабных программ по проведению научных исследований и формированию инновационной экосистемы в сфере кибербезопасности; создание условий для разработок и реализации стартапов с высоким киберпотенциалом, оказание поддержки в продвижении национальных продуктов и услуг в области кибербезопасности на экспорт и др.
  6. Цель цифровизации

    Добрый день! Спасибо за вопрос. На мой взгляд, главной целью цифрового преобразование является достижение целей устойчивого развития (как бы громко это не звучало). Это можно рассматривать как на межгосударственном и национальном уровне, так и на уровне отдельной компании и личности. Цифровая трансформация - это не только технология, но и процесс постоянных изменений, гибкости, реализации возможностей и оценки рисков. Использование преимуществ технологий важно для экономического развития, но главное, цифровое преобразование заставляет двигаться вперед, исследовать и создавать новое знание, приобретать новые навыки, реализовывать самые смелые идеи. Но это не должно быть модной тенденцией на один сезон или цифровой трансформацией любой ценой неважно чего и для чего. Важно ставить цели и соблюдать баланс между возможностями и рисками цифрового преобразования.
  7. Подходы к определению ЦЭк

    Государственная программа развития цифровой экономики и информационного общества на 2016–2020 гг. Республики Беларусь не дает определения понятия «цифровая экономика», а раскрывает его через направления реализации. Программа включает следующие подпрограммы, содержащие мероприятия национального масштаба в сфере информационно-компьютерных технологий: «Информационно-коммуникационная инфраструктура», «Инфраструктура информатизации», «Цифровая трансформация». Также нет четкого определения данного термина и в декрете №8 «О развитии цифровой экономики» Исходя из содержания декрета, можно предположить, что современная цифровая экономика в Республике Белоруссия определяется: деятельностью субъектов хозяйствования в сфере информационно-коммуникационных технологий, использованием технологии реестра блоков транзакций (блокчейн), а также иные технологии, основанные на принципах распределенности, децентрализации и безопасности совершаемых с их использованием операций, использованием цифровых знаков (токены), приравниваемых в виртуальном пространстве к деньгам и являющихся криптовалютами, , а также использованием таких форм договоров, как конвертируемый заем, опцион на заключение договора, опционный договор, смарт-контракт и др. Согласно программе развития цифровой экономики в России до 2035 г., цифровая (электронная) экономика – это совокупность общественных отношений, складывающихся при использовании электронных технологий, электронной инфраструктуры и услуг, технологий анализа больших объемов данных и прогнозирования в целях оптимизации производства, распределения, обмена, потребления и повышения уровня социально-экономического развития государств. Таким образом, в данном определении ключевые акценты сделаны на следующих составляющих цифровой экономики: электронные технологии, электронная инфраструктура и услуги, цели, понимаемые как повышение эффективности и оптимизация производства, распределения, обмена и потребления, а также повышение уровня социально-экономического развития государств. Один из главных докладов Всемирного банка в 2016 г. – «Цифровые дивиденды», содержит отчет о состоянии цифровой экономики в мире. В докладе использовано следующее определение цифровой экономики: «Система экономических, социальных и культурных отношений, основанных на использовании цифровых информационно-коммуникационных технологий». Мо моему мнению, определение цифровой экономики в РФ ближе к терминологии Всемирного банка.
  8. Вопрос

    Игорь Александрович, большое спасибо за внимание к моему докладу. На сегодняшний день Стратегия «Наука и технологии: 2018-2040», принятая в марте 2018 года, является документом, который рассматривает цифровизацию экономики, как один из основных элементов реализации модели "Беларусь интеллектуальная", и в котором есть детальная расшифровка областей приоритетного внимания, в том числе, по развитию прорывных технологий. Данная концепция предполагает уход от ведомственного подхода в пользу консолидации усилий по развитию белорусской экономики на основе тесной межотраслевой и мультидисциплинарной кооперации. Разработка методических рекомендаций для составления дорожных карт развития или государственных программ по каждому из направлений цифровой экономики в отдельности в этом году не планируется. Но следует учитывать, что большинство Госпрограмм в Беларуси были утверждены на период 2016-2020гг, поэтому в ближайшее время будет начата работа по формированию новых программ.
  9. О цифровой экономике на территориальном уровне

    Спасибо за высокую оценку моего доклада. Оценивая уровень развития информатизации и цифровизации экономики Республики Беларусь можно отметить, что на уровне программных документов данные приоритеты закреплены в Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года, в ряде государственных и отраслевых программ. В том числе, в Госпрограмме развития цифровой экономики и информационного общества на 2016−2020 гг., которая включает следующие подпрограммы: «Информационно-коммуникационная инфраструктура», «Инфраструктура информатизации», «Цифровая трансформация». В Стратегии "Наука и технологии: 2018-2040" предложена модель «Беларусь Интеллектуальная», которая предполагает реализацию концепции Беларусь – IT – страна за счет полноформатного внедрения цифровых технологий, образующих технологическое ядро интеллектуальной экономики. IT-отрасль в Беларуси регулируется на государственном уровне Президентом Беларуси и различными государственными органами. Примерами являются Указ Президента «О парке высоких технологий», Декрет Президента «О развитии цифровой экономики», которыми была создана специальная система преференций для IT-компаний-резидентов парка. Последний документ революционный как для мировой IT-экосистемы, так и для белорусской экономики в целом, и включает регламентирующий комплекс условий и необходимых юридических инструментов для динамичного развития IT-сферы, формирования возможностей иностранным венчурным фондам инвестировать и внедрять в республике новейшие финансовые инструменты и технологии, включая технологию блокчейн. На сегодняшний день в республике создана и развивается государственная система правовой информации; государственная система оказания электронных услуг организациям и гражданам через ЕПЭУ, государственная система управления открытыми ключами электронной цифровой подписи. Практически создан базовый комплекс электронного правительства, в который входят такие компоненты как: общегосударственная автоматизированная информационная система, система межведомственного электронного документооборота, единое расчетное информационное пространство и другие. Среди других проектов, запущенных в республике следует выделить: «Создание Белорусской интегрированной сервисно-расчетной системы», проекты «Национальная система безбумажной торговли» и «Национальный портал открытых данных». Сектор ИКТ в Беларуси пока не составляет значительной доли национальной экономики, однако выделяется среди других секторов высоким ростом доходов, экспорта и иностранных инвестиций. Развитие сектора ИКТ характеризуется позитивной динамикой.
×