Перейти к содержанию
Форум интернет-конференций ВолНЦ РАН

Евгений Валерьевич Шухно

Участники конференции
  • Публикаций

    4
  • Зарегистрирован

  • Посещение

Репутация

1 Neutral

Информация о Евгений Валерьевич Шухно

  • Звание
    Newbie
  1. Вопрос от модератора

    Здравствуйте, Максим Александрович! Спасибо вам за вопросы. В качестве определения группы "молодые ученые" использовалась дефиниция из Положения о Совете молодых ученых Национальной академии наук Беларуси, в соответствии с которой к молодым ученым относятся "научные работники, магистранты, аспиранты, соискатели и докторанты организаций НАН Беларуси, не достигшие 35 лет". Думаю, что вы правы и действительно низкий социальный престиж профессии ученого в числе прочих факторов обусловливает нахождение "общественного признания" на ценностной периферии молодых ученых. Причиной неприоритетности построения карьеры, может служить в некоторой мере то, что "высокая степень ответственности" (как минимум повышение ответственности с карьерным продвижением) занимает последнее место среди предложенных трудовых ориентаций - 3,8%, одновременно с этим для молодых ученых важно содержание работы ("интересная работа") в комфортных условиях (в т.ч. социально-психологических). При этом повышение уровня ответственности с должностным ростом недостаточно коррелирует с размером заработной платы, в ряде случаев отсутствуют реальные должностные перспективы ввиду малой ротации руководящих позиций.
  2. Вопрос

    Добрый день! Спасибо вам за вопрос. Некоторое представление о ценностной матрице белорусской молодежи в целом могут дать результаты исследования, проведенного нами по студенческой молодежи Беларуси в 2019 г. (992 респондента, Δ = ± 3,1%, при α = 0,05). Так, в пятерку основных ценностей студенчества вошли здоровье (78,3%), любовь (71,2%), дружба (68,7%), интересная работа, профессия (67,0%), семья (64,5%). В то же время, такие ценности, как знания, познание мира, людей – 42,6%, деньги – 41,8%, образование – 40,6% занимают 8-й, 9-й и 10-й ранги в иерархии студентов соответственно. Меньше всего для опрошенных важны власть – 10,1%, религиозная вера – 9,6%, долг перед Родиной – 4,9%. О желании студенческой молодежи работать в науке можно судить по ответам на вопрос о жизненных планах на пятилетнюю перспективу, в частности по планам поступить в аспирантуру. Так, по данным этого же опроса продолжить образование в магистратуре и аспирантуре хотят только 12,3% и 3,2% студентов соответственно.
  3. Об особенностях

    Добрый день, Антон Витальевич! Спасибо за вопрос. В число основных ценностей по выборке в целом вошли здоровье (72,2%), интересная работа, профессия (62,5%), семья (61,7%), дети (47,1%), самореализация (46,9%) и душевное спокойствие, комфорт (45,0%). Т.е. тройка ключевых ценностей с важнейшей ценностью "здоровье" сохраняется и на всей изученной совокупности, при этом изменяется ранг "работы" и "семьи". Если "дети" как ценность для ученых в целом занимают четвертую строчку жизненных приоритетов, то для группы молодых ученых - они только на девятом месте - 36,2%. Для всего населения в целом топ-3 базовых ценностей составляли: здоровье - 78,3%, семья - 75,8%, дети - 64,3% (данные на февраль 2020 г., республиканский мониторинг общественного мнения, n=2104), в то же время "интересная работа" важна только для 26,4% (8-й ранг против 2-го ранга у ученых). Если говорить о трудовых ценностях, то по ученым в целом, - это собственно интересная работа - 80,2%, хороший коллектив - 69,9%, комфортные условия труда - 49,3% и возможность обучения, повышения квалификации - 48,4%. Практически такая же иерархия, как и у научной молодежи, с тем отличием, что возможность обучения для последних - на третьем месте, а комфортные условия труда - соответственно на четвертом.
  4. Необходимость целенаправленной политики

    Анна Станиславовна, спасибо за вопрос! Без целенаправленных усилий руководства научных организаций по формированию организационной культуры, она будет складываться хаотично, во многом на основе предыдущего опыта работы сотрудников и руководителей отделов, у каждого из которых может быть свое собственное видение о должном организационном поведении, свои ценности и установки в плане работы, выполнения своих обязанностей. Соответственно, политика по выстраиванию организационной культуры даже в условиях минимальных затрат (поскольку в условиях бюджетных научных учреждений ассигнование больших средств на организационную культуру и мероприятия в ее рамках маловероятно и практически невозможно) привела бы к формированию организационной идентичности, постепенному усвоению норм и ценностей научной организации (соответствующих видению руководства, задачам этой организации, научному этосу), что скажется на организационном поведении научных сотрудников и вспомогательного персонала, которое, в конечном итоге, и определяет эффективность деятельности всей организации. В то же время определение эффективности рассматриваемого типа социальной организации является дискуссионным вопросом, возникают сложности при выделении критериев ее эффективности. Сплоченность коллектива, на мой взгляд, во многом зависит от разделяемых сотрудниками ценностей, привычных моделей организационного поведения, принятия целей и задач организации, своего структурного подразделения, степени гомогенности коллектива (возрастной, образовательной).
×