Перейти к содержанию
Форум интернет-конференций ВолНЦ РАН

Юлия Викторовна Уханова

Модераторы
  • Публикаций

    10
  • Зарегистрирован

  • Посещение

Сообщения, опубликованные Юлия Викторовна Уханова


  1. Оксана Александровна, спасибо за проявленный интерес к моему докладу и интересные вопросы. Попробую аргументированно на них ответить. 

    1. Проведенный нами анализ убедительно показал, что, несмотря на широкий перечень формальных норм и правил, регулирующих различные механизмы МСП, они рассредоточены в федеральном и региональном законодательстве. В таких условиях затрудняется формирование единого, целостного нормативно-правового поля МСП, оно носит скорее фрагментарный характер. В то же время полагаем, что в связи с ростом значимости нематериальных факторов развития в жизни страны и ее регионов назревает необходимость в разработке и принятии единой стратегии (закона/кодекса/программы) на федеральном  уровне, направленной на создание комплексной системы нормативных регуляторов развития МСП.  Стимулирование комплексной общественной самоорганизации должно вписываться в программы федерального,  регионального и муниципального развития.

    2. ) На второй вопрос нет одназначного ответа. Полагаю, что и  бюрократизм, и историзм, и  личностные особенности конкретных  представителей власти могут стать причиной административно-организационных барьеров в развитии МСП. Наши качественные исследования (интервью и фокус-группы) на местах убедительно это доказыают. 

    3) Безусловно, есть. В тех городах и сельских поселениях, где местная власть поддерживает участие населения в решении местных проблем, заметны положительные результаты. Это проявляется и в росте доверия локального сообщества к власти,  и в решении конкретных поблемных точек территории.

     


  2. Лейла Натиговна, благодарим за хороший отзыв и интересные вопросы! Если рассматривать подробнее социально-демографические характеристики тех, кто относит себя к бедным, то выявляется следующее: по данным ВолНЦ РАН в 2020 г. это в первую очередь люди с низким уровнем образования (42% против 37 среднего значения по области),  лица старших возрастных групп (39%), женщины (39%).  Кроме того, наше исследование показало, что наличие работы не является гарантией того, что человек не попадёт в категорию «бедных». Как демонстрируют результаты социологического измерения, одним из социально-экономических последствий коронавируса для региона стал рост числа бедных среди граждан, которые имеют официальную работу. В целом этот вывод коррелирует с общероссийскими данными. 

    Что касается второго вопроса, то согласно полученным социологическим данным, жители  региона положительно оценивают правительственные меры поддержки, принятые в период пандемии коронавируса, причем доля положительных суждений выше именно среди материально неблагополучных категорий населения. 

     

    • Thanks 1

  3. Оксана Анатольевна, спасибо за интерес к нашему  докладу и за наводящие к размышлению вопросы!

    1. Одной из форм добровольческой деятельности мы рассматриваем помогающее поведение. Безусловно, материальная поддержка составляет неоспоримую часть этой формы.  С эмоциональной поддержкой несколько сложнее. Ваш вопрос справедлив, насколько такую поддержку можно отнести к добровольчеству.  В своем исследовании мы отвечаем утвердительно,  если эмоциональная поддержка выражена в отношении не близкого окружения. В нашем авторском социологическом инструментарии это уточняется, в частности при формулировке вопроса в анкете. 

    Добровольчество и волонтерство мы используем как синонимы. При трактовке понятия  ориентируемся на Федеральный закон от 5 февраля 2018 г. № 15ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам добровольчества (волонтерства)». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_289772/

    2. Да, на втором этапе (2020 г.) мы планируем продолжить наше социологическое исследование посредством качественных методов (глубинных интервью и фокус-групп). По результатам социологического опроса, который мы провели на территории трех субъектах СЗФО, выявили, что уровень вовлеченности в различные виды самоорганизации и установки к подобной вовлеченности выше среди молодежи до 30 лет и лиц в возрасте 60+. Следовательно, эти группы потенциально составляют основу добровольческой деятельности и в перспективе. 

    3. Этот вопрос мы планируем исследовать на следующем этапе реализации проекта. Такая задача нами поставлена!

     

    • Like 2

  4. Вадим Сергеевич, благодарю за проявленный интерес к моему докладу! По поводу сравнения гражданского участия в городах Вологде и Череповце следует отметить, что некоторые различия есть, например,  установки и готовность к участию несколько выше в Череповце, что, возможно, связано с большей информированностью жителей об успешных практиках. Вместе с тем, значительных различий в самооценках степени гражданского участия, а также в целом в уровне гражданской самоорганизации между жителями областной столицы и череповчанами не прослеживается. 

    Что касается второго вопроса, то выявленные различия в электоральной активности в регионе  можно связать с объективными причинами. В 2017 г. в области проходили выборы в 25 муниципальных образованиях. 

     

    • Like 1

  5. Александр Павлович, спасибо за актуальный вопрос! К сожалению различия в  используемых методиках не позволяют провести обширное глубокое сравнение практик гражданского участия в России и за рубежом. Между тем, анализ данных европейского исследования ESS (6 волна) выявил, что по многим показателям развития гражданского участия Россия отстает от европейских стран, особенно это касается практик ассоциированного участия.

    • Like 1

  6. Максим Александрович, благодарю за интересные вопросы, которые натолкнули на новые размышления по проблеме гражданского участия. Неблагоприятная демографическая ситуация в сельской местности, безусловно оказывает влияние на различные области развития села, в том числе и гражданскую самоорганизацию граждан. В то же время, несмотря на отток наиболее активной части населения с сельских территорий, сельчане демонстрируют значительный потенциал к участию в решении общественно-значимых проблем - уровень ценностных установок к гражданскому участию не ниже, а в некоторых случаях даже выше, чем у городских жителей. Таким образом,  есть над чем работать и в существующих условиях! Что касается второго вопроса, то выявление специфичных для сельской местности практик участия, выступает перспективным направлением для следующего этапа нашего исследования. 

    • Like 1

  7. Ксения Евгеньевна, хотела бы Вас поблагодарить за проявленный интерес к моему докладу. На самом деле. эффективных направлений повышения конструктивной гражданской самоорганизации населения как в сельской, так и в городской местности можно выделить несколько. Однако, как мне представляется, одним из наиболее перспективных является работа с молодым поколением, в том числе посредством развития гражданского образования. 

    • Like 2

  8. Евгения Сергеевна, спасибо за интересный доклад! Проблематика потенциала межсектарного партнерства для общественного развития в последние годы весьма актуальна как на Западе, так и в России. Скажите, пожалуйста, на Ваш взгляд, в чем специфика подобного взаимодействия в нашей стране?


  9. Ксения Евгеньевна, спасибо за проявленный интерес к нашему докладу! Вопрос об обязательном голосовании является дискуссионным и, безусловно, вызывает интерес. В большинстве стран мира, в том числе и в России, выборы являются не обязанностью, а правом граждан. Между тем практика обязательного голосования существует в ряде стран, причем демократических. За неявку на избирательные участки там предусмотрен штраф либо временное лишение документов (водительского удостоверения, например). На наш взгляд, это, во-первых, неправильно мотивирует граждан, во-вторых, является нарушением базовых свобод в демократическом обществе. Иногда неявка на выборы - это осознанное гражданское действие, выражающее протест против всех кандидатов.

×