Перейти к содержанию
Форум интернет-конференций ВолНЦ РАН

Зауре Казбековна Чуланова

Участники конференции
  • Публикаций

    37
  • Зарегистрирован

  • Посещение

Сообщения, опубликованные Зауре Казбековна Чуланова


  1. Dear Andrey, thank you for the question.

     Protests are usually the result of problems that have accumulated over the years. In 2022, the gap between rich and poor has reached a high level. Against the backdrop of corruption, this stratification in income played the role of a lit match to a powder keg. One of the problems is unregulated migration. The entire migration flow is directed to 3 megacities. The population migrates in search of higher wages and better living conditions. The consequence of the high intensity of internal migration is an increased burden on urban infrastructure, worsening housing problems, and narrowing access to social services. All these problems were voiced by the President in his 2022 Address, where he identified the main directions for further political and economic modernization aimed at improving the well-being of the people of Kazakhstan. In economics, the main goal is to ensure inclusive growth in the well-being of the population of Kazakhstan. Serious measures are planned to be taken in the field of human capital development. The government has been instructed to “reconsider approaches to financing healthcare and the social sector as a whole.” An important condition for achieving these goals is the reform of the state apparatus system.

    • Like 1

  2. Здравствуйте, Марина Анатольевна!

    Спасибо за вопрос.

    В Казахстане ведется работа по формированию и развитию четырех городских агломераций: Астанинской, Алматинской, Шымкентской и Актюбинской. Данные городские агломерации являются драйвером социально-экономического развития страны в целом, и регионов в частности. При этом, для решения проблем неконтролируемого разрастания городских агломераций, таких как большой приток мигрантов, давление на городскую инфраструктуру, трудности с жильем, загрязнение окружающей среды и других, планируется на расстоянии 100-200 км от ядра агломерации создание городов-контрмагнитов с целью оттягивания миграционных потоков. Они станут центрами индустриально-инновационного роста и экономического развития прилегающих территорий. Также большое внимание уделяется формированию и развитию пригородных зон, в которых важное значение придается современным видам скоростного транспорта между ядром агломерации и ее пригородами как важнейшее условие развития трудовой мобильности.


  3. Добрый день, Денис Федорович!

    Спасибо за вопрос.

    Четыре активно развивающиеся агломерации Казахстана расположены в 3 макрорегионах – по 1 в северном и западном, 2 – в южном, наиболее населенном регионе. Уровень развитости Алматинской и Шымкентской агломераций, находящиеся на юге страны, является развитым и близким к развитым, соответственно. В то время как Астанинская и Актюбинская агломерации находятся на низком уровне развитости. Таким образом Астанинская агломерация, формирующаяся вокруг столицы Нур-Султан, согласно рассчитанным коэффициентам развитости и агломеративности, пока отстает от лидеров. При этом Астанинская агломерация относится к особо динамичным типам агломераций, Шымкентская - к высокодинамичным, Актюбинская и Алматинская - к среднединамичным, что подтвердил анализ показателей их социально-экономического развития.

     

     

     

     

     

     

     

    • Like 1

  4. Добрый день, Александра Владимировна!

    Спасибо за ваш вопрос. В нашем исследовании мы сделали несколько вариантов прогноза, используя разные методы, в частности экстраполяции и метод передвижки возрастов. Последний, кстати сказать, позволил получить не только общую численность населения, но и его распределение по полу и возрасту. Этот метод является простым и не требовательным к объему данных, но при этом он весьма чувствителен к резкому изменению прогнозируемых показателей.

    В этом материале мы привели лишь один из методов в силу ограниченности объема статьи.


  5. Здравствуйте!

    Спасибо за ваш вопрос.

    На сегодня демографическая ситуация в Казахстане характеризуется увеличением доли пожилых людей в возрастной структуре населения, т.е. страна находится на начальной стадии демографического старения. При этом в половине регионов страны 7%-ный порог, характерный для стареющей нации, уже значительно преодолен. Так, на северо-востоке страны и в части центрального Казахстана ситуация схожа со странами Европы. Это происходит из-за незначительного естественного прироста населения и эмиграции. А в южных и западных регионах республики, а также в г. Нур-Султан наблюдается увеличение рождаемости, в результате чего эти показатели ниже.

     

     

     

     


  6. Добрый день! Спасибо за вопрос.

    Хотелось бы отметить, что речь идет не об отсутствии квалифицированных кадров как таковых, поскольку в количественном отношении среди экономически активного населения страны доля лиц с высшим, незаконченным высшим и средним профессиональным (специальным) образованием составляет 51,6%. Однако, следует отметить растущий дисбаланс между спросом и предложением на труд, обусловливаемый тем, что выпускаемые специалисты не всегда отвечают требованиям, предъявляемым к ним со стороны предприятий, что связано с системой подготовки кадров в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов, не в полной мере соответствующих запросам работодателей, адекватных переходу к четвертой промышленной революции.

    Для решения этой проблемы в стране разрабатывается Национальная система квалификаций (НСК), призванная увязать воедино и синхронизировать во времени разработку профессиональных и образовательных стандартов. Сейчас реализуется, по нашим оценкам, второй этап реализации этого процесса, по окончании которого, надеемся, будут найдены и использованы на практике верные решения.

     

     

     

     

    • Like 1

  7. Согласна с Вами, крупные компании, «знающие себе цену», набирают персонал именно по такому принципу. Проведенный анализ показал, что спрос более половины работодателей ориентируются на поиск работников, имеющих 1-3 года стажа, около одной трети - на имеющих стаж от 3 до 6 лет, т.е. имеющих определенные навыки, опыт работы в отрасли и т.д. Однако, в понимании определенной части молодых людей, выходящих на рынок труда, важное значение имеет престижность «корочки», а бывает, что и личные связи.

    • Thanks 1

  8. Добрый день!

    Спасибо за интересный доклад.

    Могут ли ограниченные социально-экономические системы решить проблему дефицита квалифицированных кадров, не прибегая к внешним источникам? Если да, то каким образом?

     


  9. Добрый день!

    Спасибо за интересный доклад.

    Вы пишите, что «по данным Росстата, в 2016 году в России было ликвидировано 175 тыс. рабочих мест в торговле, автосервисе и сфере быстрого обслуживания. К 2022 году 75 миллионов рабочих мест будет уничтожено, но появится в два раза больше новых рабочих мест по прогнозу Всемирного экономического форума». В каких сферах будут создаваться новые рабочие места? Будут ли они способны компенсировать понесенные потери рабочих мест?


  10. Добрый день!

    Спасибо за интересный доклад.

    Каким образом на предприятии решается, что данный работник может стать совместителем? Должны ли проводиться специальные курсы по повышению квалификации такого работника?

    • Like 1

  11. Добрый день, Дмитрий Александрович!

    Спасибо за внимание к моей статье.  

    Уровень высшего образования можно охарактеризовать как качественными, так и количественными показателями. В целом, показатели образованности населения в Казахс­тане достаточно высокие, они близки к максимальным зна­чениям. Среди экономически активного населения страны доля лиц с высшим, незаконченным высшим и средним профессиональным (специальным) образованием, формирующих основной контингент высококвалифицированных специалистов, составляет 51,6%. Следует также отметить сравнительно высокий уровень образования работодателей, среди которых с высшим и незаконченным высшим образованием – 43,7%.

    Одним из важнейших стоимостных показателей состояния человеческого капитала в образовательной сфере является доля расходов на образование в валовом внутреннем продукте любой страны. Отметим, что в настоящее время наиболее развитые страны тратят свыше 10% ВВП на нужды образования, а страны со средним уровнем развития – от 4 до 7%. Эти показатели являются порогом эффективности, который позволяет обеспечивать экономический рост на инновационной основе.

    Важнейшим качественным показателем, характеризующим результативность деятельности учебных заведений, является трудоустройство выпускников. Тенденция повышающегося уровня образования безработных может быть свидетельством снижения качества подготовки специалистов, увеличения разрыва между программой подготовки специалистов высшей и средней квалификации и потребностями рынка труда, что приводит к снижению адаптируемости этих кадров к нуждам экономики.

    • Like 1

  12. Добрый день, Егор Александрович!

    Спасибо за внимание к моему докладу.

    Специфика развития человеческого капитала в Казахстане требует проведения политики государственного регулирования системы образования, адекватного современным условиям развития экономики. Новая парадигма образования должна способствовать изменению приоритетов в сфере образования, важнейшим из которых является применение системного подхода. Сущность этого подхода заключается в том, что, во-первых, возникает необходимость учета специфики спроса и предложения на рынке труда, а, во-вторых, в соответствии с потенциальными возможностями индивида, обучение осуществляется в течение всей жизни.

    Важное значение имеет переход на управление на основе компетентного подхода и формирования национальной системы квалификаций, основная цель которого заключается в формировании и обеспечении функционирования «рынка квалификаций», посредством вытеснения с действующего в настоящее время «рынка дипломов». Это проявляется в том, что если сейчас ценность потенциального работника определяется дипломом учебного заведения, имеющего высокий рейтинг, то в условиях функционирования полноценной и эффективной НСК востребованность специалиста будет определяться его реальной квалификацией. В этом случае в «зачет» идут результаты не только формального, но и неформального образования, то есть учитываются знания, умения и навыки, полученные в процессе самообразования и самообучения. Этой соответствует новой парадигме пожизненного обучения и стимулирует её реализацию на практике.

    • Thanks 1

  13. Добрый день, Елена Михайловна!

    Спасибо за внимание к моему докладу. Проблемы образования действительно стоят очень остро, особенно в условиях формирования наукоемкой экономики (экономики знаний). Я занимаюсь вопросами развития нового качества человеческого капитала, в формировании которого важнейшая роль отводится образованию и формированию профессиональных навыков.

    Буду рада сотрудничеству!


  14. Спасибо, Зайра Тулегеновна, за интересный и важный для нас вопрос.

    В условиях Индустрии 4.0 практически вся рутинная работа, в том рутинная высокоинтеллектуальная, будет автоматизирована. Однако пока (!) роботы не столь изобретательны и креативны, как люди, не способны к эффективному решению задач, требующих креативного подхода. Соответственно, повысится роль творческого труда, появятся новые специальности, базирующиеся на интеллектуальном труде. Возрастут и требования к процессу принятия управленческих решений. Важнейшими компетенциями для ученого в 21 веке станут аналитическое инновационное мышление, креативность, оригинальность и инициативность, критическое мышление и способность к комплексному решению проблем, воображение и эмоциональный интеллект и т.д.

    Мы знаем, на своем примере в том числе, что неотъемлемой формой существования ученых является академическая мобильность, повышение квалификации, временное перемещение в целях участия в исследовательских проектах, в т.ч. зарубежных, которая способствует более полному использованию научного потенциала ученого. Участие в нескольких разработках расширяет предметную специализацию, способствует интеграции научных направлений и научных отраслей. Это требует от современного ученого развития межкультурных навыков, владения иностранными языками, навыков работы в сети, понимания происходящих глобальных процессов, способности к системному анализу.

     

     

    • Thanks 1

  15. Спасибо! Как вы думаете, какие действия должны принимать (и должны ли?) правительства стран для развития человеческих ресурсов в условиях Индустрии 4.0?

     

×