Перейти к содержанию
Форум интернет-конференций ВолНЦ РАН

Светлана Юрьевна Митрофанова

Участники конференции
  • Публикаций

    25
  • Зарегистрирован

  • Посещение

Репутация

8 Neutral

Информация о Светлана Юрьевна Митрофанова

  • Звание
    Member
  1. Кризис трех лет

    Анастасия Алексеевна, да я от нее далеко и не уходила, но занималась какими-то и другими темами в рамках социологии детства. С периодичностью примерно раз в 3 года проводила сочинения, начиная с 1998 года на базе Дневного пансиона-84, у меня на данный момент чуть больше 900 сочинений, но основная масса это сочинения третьеклассников - более 500. Поэтому обрабатывать их, конечно, интересно, вот еще более старая статья, 2002 года на эту же темуhttp://vestniksamgu.ssau.ru/gum/2002web3/soci/200230701.html
  2. Кризис трех лет

    Анастасия Алексеевна, спасибо большое, вот моя статья, она хотя и старая, новая пока в перспективе, но в ней тоже интересные цитаты самих детей. есть еще монография по габитусу взрослости у детей, но в открытом доступе нет. Спасибо большое за внимание к моей работе! https://cyberleninka.ru/article/n/ya-vzroslyy-ya-vzroslaya-predstavleniya-tretieklassnikov-o-sobstvennom-buduschem/viewer
  3. Кризис трех лет

    Анастасия Алексеевна, спасибо большое за вопрос, этим вопросом Вы затронули очень важную для меня тему. И в принципе, участие в данной конференции это способ отрефлексировать этот волнующий вопрос, который указан в теме, и который весьма неоднозначен, особенно в возрастном аспекте. Моя позиция на данный момент, как исследователя погруженного в область социологии детства, пока такова (не исключено, что она может быть и скорректирована в дальнейшем, так как буду еще думать над этим вопросом): с того момента, как дети начинают принимать участие в социально организованных видах деятельности, и проявляется их субъектность. Так, социальная субъектность детей может проявляться с того момента, когда они начинают посещать детский сад, то есть включаются именно в общественную деятельность, не они ее придумали, но они в ней участвуют. В нормативных документах указано, что «государственные детские сады обязаны принимать детей, которым уже исполнилось три года, при условии наличия свободного места». К трем годам происходит и накопление словарного запаса, и Ваши слова о том, что ребенок начинает себя осознавать как «Я-сам» в этом возрасте, все это меня нацеливает на то, что уже с 3-хлетнего возраста можно увидеть социальную субъектность, но важно подобрать соответствующие методики. Еще раз спасибо за вопрос.
  4. Возраст социальной субъектности детей

    Спасибо большое за искренний интерес!
  5. Субъектность детства

    Ольга Олеговна, спасибо большое за искреннее внимание к докладу. Что касается влияния родителей на восприятие детьми самих себя, то оно, безусловно, есть. Преимущественно на этот вопрос я изучала сточки зрения самих детей, анализируя их сочинения. Причем это влияние как прямое, так и косвенное. Прямое, когда ребенок рассказывает, что будет как мама, или как папа. А косвенное, когда это понятно из контекста самого сочинения. Вот, пример последнего, отрывок из сочинения третьеклассницы, 1998 год: «Мама с папой - на работе, ну а что мне делать? Я собралась и пошла в театр. Только я собралась, как тут пришли мои родители. Ну, что ж, придется их покормить. Я тут говорю: «Ну, что, голодные пришли? А ну-ка быстро мыть руки и за стол, ах, да, сначала разденьтесь и повесьте все аккуратно на вешалку!» Мама с папой так перепугались, что тут же сделали все, что я сказала. Когда они поели, они начали упрашивать меня взять их с собой. Ну, как вы понимаете, я им отказала, так как я была взрослая. Я одела свой черный берет, и важно вышла из двери. Они заплакали, как будто маленькие». Самих родителей пока специально еще не изучала, но на основе опроса воспитателей, который проводили инициативной группой, а именно что воспитатели думают по позиции родителей, можно сказать, что родители, по мнению воспитателей, признают субъектность детей, так как будут считать возможным проводить с ребенком беседы на ряд тем. Среди которых наиболее популярными будут темы, связанные с повседневными занятиями, местом, где живут дети, любимыми литературными героями и книгами, а также их увлечениями и интересами. Вопрос очень важный, спасибо большое.
  6. Возраст социальной субъектности детей

    И в возрастном аспекте, в 2021 году сочинения писали первоклассники, третьеклассники, шестиклассники и девятиклассники и десятиклассники "Дневного пансиона - 84" это еще очевиднее
  7. Возраст социальной субъектности детей

    Анастасия Алексеевна, спасибо за "наводку". Я еще подумаю, как поработать в этом направлении. Я не измеряла у детей ни социальный, ни эмоциональный интеллект, но думаю, что коррелирует. Пришла к такому выводу сопоставляя ответы третьеклассников по территориальному принципу: детей из школы г.о. Кинель ( население 35 тыс. чел) и Дневного пансиона - 84 г.о. Самара. Вот пару цитат третьеклассников Кинеля, мальчики описывают свой будущий досуг: «буду ходить в лес, ну и как мужик по рюмочке», «в баню не буду ходить, не по мне она, а прорубь другое дело, да может я буду чуть-чуть ч м о, ну по-другому не сказать, простите за выражение». В "Дневном пансионе - 84" подобных высказываний в принципе не встречалось, но были такие по этому же блоку среди мальчиков: «когда достроим дачу, тогда мы будем на ней жить и отдыхать. Мы сделаем грядки с овощами и ягодами, и будем за ними ухаживать. Около грядок мы сделаем бассейн, чтоб, когда я купался, я своим весом выливал воду, и одновременно поливал это все, цветы, ягоды, овощи. И там будет очень хорошо»,«Буду ужинать по праздникам, есть лобстера, устрицу, шашлык. … Буду смотреть науку два ноль. Есть чипсы, кириешки по субботам». Думаю, специфика представлений детей о взрослости связана с особенностями среды взросления, а это безусловно определяет и специфику формирования и социального, и эмоционального интеллекта детей.
  8. Возраст социальной субъектности детей

    Анастасия Алексеевна, спасибо за интерес к докладу. Да, все правильно, это были дети в том числе первых классов. Сочинения проводили у них в конце учебного года. Завуч школы в тот момент сомневался, что дети смогут сформулировать свои мысли и тем более выразить их в письменной форме по обозначенной теме. Состоялась встреча завуча, классных руководителей , также я присутствовала. Классные руководители сказали, что дети уже смогут написать сочинения, мы попробовали и получилось. Сочинения первоклассников оказались очень интересными. Например, вот цитаты касательно представлений о будущей профессии. Мальчик «Я хочу в будущем стать десантником 1 год, и если понравится, то я не уйду, а если не понравится, то я пойду в инженеры вместе с Ваней Родионовым, … а на оставшиеся деньги (после покупки бугатти – прим. иссл-ля) открою 1 бизнес, потом 2-рой и так далее», вот девочка: «Я буду заниматься рукоделием. В 13 лет буду лепить из глины, и построю свой магазин и буду продавать там свои изделия. … Я буду работать гончаром» . Вот о будущих детях мальчик написал: «хочу, чтобы ребенок рос отличником … отдам в эту же школу, она очень хорошая, ♥ школу, хочу отдать на изо». Сочинения очень интересные, были выделены соответствующие блоки, и сочинения проанализированы в рамках преимущественно качественного подхода. Дело в том, что у меня в предыдущие годы с этим педагогическим коллективом был значительный опыт работы, сочинения я проводила, начиная с 1998 года с определенным перерывом, но у третьеклассников. А в период пандемии попробовали и с первоклассниками. По поводу субъектности вопрос неоднозначный. Думаю, много зависит от того, какова задумка исследователя в конкретном исследовании. В отношении темы взрослости, думаю, что и в более раннем возрасте, уже даже дошкольники имеют свои представления о взрослости. Главное, подобрать метод, чтобы их исследовать.
  9. Дружба как коммуникативная практика детей

    Галина Анатольевна, спасибо за отклик. Соглашусь с Вами, да, в работах зарубежных ученых, не разделялись понятия дружбы и приятельства, и данная практика в основном изучалась на примере мигрантов, которые оказались в ситуации разрыва связей с прежней средой. И несмотря на то, что в одной из работ ставилась задача измерить степень близости друга - нужно было указать, кто входит в первую пятерку друзей, а в другой акцентировалось внимание на различиях дружбы в семье и дружбе в школе, все-таки, когда речь шла о дружбе в школе, соглашусь, это скорее приятельство, и вместе с тем, применительно к семье, тоже возникает вопрос , что более значимо - это отношения родственные или дружеские. Но все это ставит новые вопросы в исследовании дружбы, и понимания ее особенностей в нашем российском обществе. Спасибо за такую постановку вопроса.
  10. Спасибо за содержательную и очень интересную статью. С учетом полученных Вами результатов, как Вы считаете, насколько эффективной может оказаться политика "трех детей" для Китая?
  11. Дистанционное обучение

    Ирина Николаевна, здравствуйте, спасибо за вопрос и погружение в тему. Мне кажется, сейчас пока еще не совсем достаточно времени прошло для глубокого осмысления всей этой ситуации. И конечно, речь может идти не только о негативных, но и позитивных влияниях. Наверное, пандемия будет иметь далеко идущие последствия, и возможно, какой-то отложенный эффект, наподобие эффекта "отложенного спроса", проявится у детей позже. Действительно, мир после пандемии не будет таким, каким он был до нее. И формат сочетающий различные формы обучения представляется более продуктивным, особенно для детей с определенными особенностями развития.
  12. Направления

    Татьяна Сергеевна, спасибо, за вопрос. Мне кажется проблема инкорпорирования в учебный процесс различных технологий управления рисками актуальна. Но слабо разработана в современной социогуманитарной науке. Я смотрю на этот процесс именно с позиции социолога, и думаю, что разные виды моделирования различных ситуаций самими детьми, или технология вовлечения детей в принятие решений касающихся их жизней могли бы быть продуктивны.
  13. О преодолении

    Спасибо за размышления, согласна.
  14. Вопрос от модератора

    Спасибо за интересный вопрос. Думаю, конечно. Эта проблема выводит и на ряд других, например, на проблему детской бедности, которая выходит за рамки детства и пролонгируется и в молодежную среду http://repo.ssau.ru/bitstream/Sociologiya-i-socialnaya-rabota/SUBEKTIVNOE-IZMERENIE-DETSKOI-BEDNOSTI-80431/1/39_Mayorova-ShcheglovaMitrofanova.pd или https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41504145 Думаю, что, безусловно, это вызов глобализации, т.к. до всех этих процессов неравенство существовало и имело смысл лишь в относительно изолированных сообществах - государствах-нациях, а теперь это именно мировое неравенство, и здесь к "старым" критериям добавляются новые основания, в частности, важным становится доступ к современным средствам коммуникации, и в образовательном процессе так же.
  15. вопрос

    Спасибо за интерес к докладу и вопрос. Мне кажется, что процессы мировой стратификации детства будут только усиливаться. Что касается советского общества, то здесь, конечно, эти проблемы во многом сглаживались за счет тех усилий, которые предпринимало государство по поддержке детства. Но все же сказать об отсутствии этой проблемы, наверное, не представляется возможным, т.к. и тогда были те, кто "равнее равных".
×