Мария Андреевна, спасибо за интересные вопросы. Причины сокращения возможностей для межрегиональной миграции кроются, конечно, не только в транспортных проблемах. Для миграции необходимы "приманки" в виде достойной заработной платы, развитой инфраструктуры (как научной, так и бытовой), возможностей для карьерного роста. К сожалению, такие "приманки" есть только в столицах и их заманчивость не уменьшается, а только растет не смотря на все правительственные указания. В Москве и Санкт-Петербурге сейчас сосредоточено около половины всех занятых исследованиями и разработками и они вряд ли тронутся со своих мест (только если за рубеж).
Что касается второго вопроса, то дело в том, что российские бизнес-структуры, в том числе и окологосударственные, предпочитают закупать высокие технологии за границей, а не вкладываться в их разработку у нас в стране. Доля средств бюджета во внутренних затратах на исследования и разработки в России составляет около 70 %, доля бизнеса - 25 %. За рубежом картина обратная: госбюджетная доля - от 10 до 30 %, остальное приходится на долю предпринимательского сектора при весьма незначительных вкладах из других источников. Наша проблема в том, что в РФ еще слабо развиты косвенные, прежде всего налоговые, методы стимулирования участия бизнеса в финансировании ИР, такие как: списание текущих расходов, налоговый исследовательский кредит, специальные режимы амортизации и др. Ситуация здесь благодаря импортозамещению исправляется, но очень медленно.