Перейти к содержанию
Форум интернет-конференций ВолНЦ РАН

Сергей Анатольевич Иванов

Участники конференции
  • Публикаций

    4
  • Зарегистрирован

  • Посещение

Репутация

2 Neutral

Информация о Сергей Анатольевич Иванов

  • Звание
    Newbie
  1. Цифровое неравенство

    А Вам, Елена Александровна, спасибо за вопрос (ы). Благодаря им я уже наметил несколько новых линий исследования влияния цифровизации на экономику и в целом на наше общество. Вообще, мне очень нравится эта конференция, ее тематическая структура, сама организация конференции, состав участников. Как-то так получилось, что я первый раз в ней участвую, хотя вообще выступать приходится много. Коллеги подсказали в последний момент. Спасибо им. А особенно - организаторам конференции!
  2. Цифровое неравенство

    Уважаемая Елена Александровна, по первому вопросу не хочу гадать, тем более, продемонстрировать свои сомнения в методике "Вышки", которая ведет этот мониторинг. Меня тоже немного "напрягает" отсутствие повышающей динамики. "Вышка делает это на федеральном "поле" и обычно все очень профессионально. Должен сказать, что мы, со своей стороны, начали в 2020 году подобный анализ, но на примере Санкт-Петербурга. Цифры мы получили совсем другие (они в прикрепленном файле из презентации с которой я выступал на пленарном заседании последнего Международного форума труда в СПб 17.02.2020 - хоть этот-то Форум успели провести!). Когда заглянете в прикрепленный файл (слайд) увидите, что мы использовали немного другие формулировки вопросов, но в целом они схожи. Но главное, показатели по СПб, как в целом по населению, так и особенно по молодежи, заметно отличаются от средних по РФ. Впрочем это и понятно, в городах, особенно в таком, как СПб (научно-образовательный центр), уровень владения населением цифровыми навыками априори должен быть выше, чем по всему населению РФ. Вот, если бы мы имели данные "Вышки" отдельно по СПб, можно было бы сравнить и дискутировать по поводу методики, выборки и пр. Параметры своих исследований по СПб я знаю. Что касается второго Вашего вопроса - о связи степени освоения цифровых навыков и уровня благосостояния населения, то, безусловно, фактор дохода играет в этом свою роль. Чтобы установить уровень корреляции, например, в разрезе регионов России, это можно было бы проверить, если бы были данные об уровне владения населением цифровыми навыками по субъектам РФ (по доходам есть). Но, я не знаю, насколько репрезентативна была выборка опроса "Вышки" для регионов. Мы тоже пока делали опрос только по СПб. Но идея заслуживает того, чтобы ее проверить (как, впрочем, степень влияния и других факторов (возрастная структура населения, доля населения с высшим образованием, структура экономики по ВЭД и пр.). Владение населением СПб навыками работы на ПК февраль 2020.pptx
  3. Вопрос

    Цифровизация стимулирует к сожалению и некоторые другие процессы. Я имею в виду не всегда позитивную трансформацию трудовых ценностей. Одной из фундаментальных проблем экономики нашей страны на современном этапе является трансформация трудовых ценностей, снижение ценности труда как такового. Идеологемы советского периода «труд - главная ценность», «труд – источник благосостояния» утрачивают свои позиции в массовом сознании, что обусловлено не только социально-политическими, но и технологическими изменениями. Одним из результатов исследований трудовых ценностей, проводимых в моей лаборатории в Санкт-Петербургском государственном университете (я не только работаю в ИПРЭ РАН, но и в СПбГУ, руковожу лабораторией изучения социально-экономических и политических процессов современного общества), стала выявленная тенденция роста удельного веса считающих, что «труд в нашем обществе перестал быть ценностью, поскольку теперь человека уважают не за результаты его труда, а за имеющийся у него доход». По результатам опросов населения Санкт-Петербурга в возрасте от 18 лет доля горожан, имеющих подобные представления, в последние годы устойчиво росла (с 61,0% в 2018г. до 70,4% в 2020г). А, в соответствии с такими представлениями в отношении труда формируются и другие терминальные ценности, определяющие поведение человека в обществе. Второй не менее серьезной тенденцией трансформации трудовых ценностей и в целом образа труда как такового становится снижение интереса людей к самореализации на основном рабочем месте. Профессиональный рост в рейтинге ценностей по основному рабочему месту занимает, судя по результатам опросов, одно из последних мест. Это является свидетельством того, что для части современных работников самореализация не связана именно с основным рабочим местом, которое рассматривается лишь, как место зарабатывания денег. Важен и другой аспект этой тенденции – социальный. Снижается ценность общественного признания результатов труда. По данным последнего опроса петербуржцев (2020 г.) лишь 41,8% молодежи в возрасте 18-29 лет считают для себя важным чтобы результаты их труда получали признание коллег по работе. Оценка не только результатов труда, но и отношения к работе, важны лишь для половины молодых петербуржцев в возрасте 18-29 лет (49,1%). Это тоже отчасти влияние цифровизации и открывшейся возможности работать удаленно (от коллектива). Третьей из наиболее важных тенденций является утрата в массовом сознании связи карьеры с образованием. Только 29,7 % молодежи 18-29 лет, как показали результаты опроса петербуржцев в 2020 году, согласны с тем, что качество образования влияет на возможности человека для построения успешной карьеры. Фактически это означает, что молодежь перестает воспринимать образование как социальный лифт, ориентируясь на другие приоритеты.
  4. Вопрос

    Проблема цифровизации рабочих мест уже стала актуальной для ряда предприятий. Помимо очевидной экономической задачи (повышения производительности труда) она решает важную социально-психологическую задачу - повышение привлекательности рабочих мест на производстве, в промышленности. А это один из путей решения другой задачи - привлечения и закрепления высококвалифицированных специалистов, в том числе молодых выпускников. На петербургских предприятиях есть уже много тому примеров. Однако цифровизация привносит и множество вызовов. В том числе для системы управления. На предприятиях возникают новые феномены - т.н. сетевые формы человеческого капитала. Интересно, что в настоящий момент дополнительный импульс этому процессу дала ситуация с короновирусом. Работники трудятся в удаленном доступе. Это одна из моделей сетевого распределенного человеческого капитала. Для управленцев встает задача - как им управлять. Как принимать решения не на традиционном совместном совещании с подчиненными, а в дистанционном режиме. Необходимы: а ) технические сродства коммуникации; б) компетенция управления в удаленном режиме. Последнему пока не учат в системе образования, нет таких модулей в федеральных государственных образовательных стандартах (да и в профессиональных тоже нет). Более того, многие работодатели пока даже не в состоянии сформулировать требования к такой квалификации. Но скоро научатся. Жизнь научит.
×