Перейти к содержанию
Форум интернет-конференций ВолНЦ РАН

Вопросы

Уважаемая Мария Александровна, в своей работе Вы отталкиваетесь от факта роста межгородской дифференциации по уровню удельных доходов бюджетов по России в целом и указываете на результаты политики межбюджетных отношений, потенциально препятствующие реализации преимуществ городов как центров экономического роста.
Если посмотреть на изменения в бюджетном законодательстве с другой стороны, можно прийти к следующему абстрактному (без опоры на расчёты) выводу. Региональная централизация доходов от НДФЛ вместе с правом у бюджета субъекта определять нормативы распределения привели к росту бюджетной децентрализации на региональном уровне и повысили гибкость региональной межбюджетной политики. Сравнительно высокий уровень доходов, эффект масштаба, смежный высокий налоговый потенциал по имущественным налогам препятствуют резкому сокращению доходов крупных городов.
Как Вы считаете, как достичь баланса выравнивание/стимулирование, на региональном уровне? Рост стимулирующих грантов согласуется с политикой региональной централизации. Вводить индивидуальные нормативы распределения НДФЛ для разных муниципалитетов? Сейчас это можно сделать только для подобных типов муниципалитетов, например, определённый норматив распределения для всех городских округов.
 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

9 ответов на этот вопрос

Recommended Posts

  • 0

Уважаемый Евгений Николаевич, спасибо за интерес к моему материалу!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
  • 0

Я считаю, что Ваши рассуждения вполне логичны и, к сожалению, четких ответов в российской практике пока не выработано. Вместе с тем, в последнее время я все больше склоняюсь к тому мнению, что механизмы выравнивания и стимулирования должны быть более адресны. Общность и подведение колоссально разных территорий под единую гребенку показывает свою неэффективность. Принципы адресности бюджетного распределения неплохо работают в США и Германии. В нашей стране адресность внедряется в последние годы относительно поддержки физических лиц. Также, не подвергая сомнению тот факт, что определенная доля централизации в России необходима, считаю, что ее границу все же стоит несколько сдвинуть в сторону децентрализации, и именно муниципальных образований.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
  • 0

Мария Александровна, рискну предположить, что централизация НДФЛ была вызвана ростом финансирования образования (через субвенции) и здравоохранения (кроме роста финансирования, также передача функции на региональный уровень с 2012 г.). Если взять, например, здравоохранение, то вполне возможно, что в отсутствии передачи полномочий, со стороны местного бюджета были бы профинансированы примерно те же направления расходов, что и с регионального в текущих условиях. Вопрос в том, были бы расходы осуществлены более эффективно, как это предсказывает теория. Аналогично, если бы сфера образования в меньшей степени зависела от субвенций, был ли бы достигнут больший уровень эффективности расходов (местных бюджетов).

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
  • 0

Евгений Николаевич, в качестве уточнения, Вы имеете в виду то, что на местном уровне бюджетные средства расходуются менее эффективно?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
  • 0

Мария Александровна, большинство полномочий и направлений расходов на местном уровне теоретически осуществляются более эффективно, если нет «противопоказаний» (например, значительные эффект масштаба или внешние эффекты). Я имел в виду, что при децентрализации полномочий в здравоохранении местные бюджеты, как мне кажется, все равно финансировали бы те же статьи расходов (условно, взносы в ФОМС или финансирование бюджетных учреждений), что и сейчас финансируются на региональном уровне. Это можно объяснить во многом условиями финансирования сферы, установленными законодательно, которые оставляют немного возможностей для бюджета как-то перераспределять ресурсы (я не специалист в области здравоохранения, поэтому я могу ошибаться, говоря о жёсткости установленных направлений финансирования). Если пространства для выбора статей финансирования действительно мало, тогда вопрос о степени децентрализации (как доходной, так и расходной) теряет значительную часть актуальности. Как Вы на это смотрите?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
  • 0

Евгений Николаевич, доброе утро! Я думаю не совсем так, что расходование жестко регламентировано, иногда это некоторые интервалы, иногда границы, тем не менее для маневра есть возможности, но нет средств. В то же время, вполне закономерно процесс децентрализации по доходам сопровождать процессом децентрализации по расходам, и наоборот. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
  • 0

Мария Александровна, тогда централизация здравоохранения могла привести к потере части эффективности. Это же можно отнести к образованию – априори ещё более децентрализованной статье расходов. 
Децентрализация по расходам случается обычно намного чаще, чем децентрализация по доходам, широкое использование трансфертов этому свидетельство. Но можно найти и децентрализацию по доходам, уменьшающую расходную децентрализацию – например, те же отрицательные трансферты из наиболее обеспеченных местных бюджетов, когда их субсидии финансируют объём фонда распределения дотаций. 
Сейчас я рассматриваю меры расходной и доходной децентрализации по России в целом, но на уровне местных бюджетов. То есть, каков уровень децентрализации (в разных аспектах его понимания) внутри каждого региона, и как это влияет на макропоказатели данного региона. По выборке по России в целом и для отдельных ФО переменная децентрализация в некоторых случаях оказывается действительно значимой. Выходит, пространство для маневров у местных бюджетов действительно есть)
 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
  • 0

Евгений Николаевич, а каким методом Вы пользуетесь при расчете уровня децентрализации?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
  • 0

Мария Александровна, здравствуйте! Строго говоря, это обзор литературы и арифметические действия. На мой взгляд, корректно считать мерами децентрализации различные показатели доли местных бюджетов в параметрах консолидированного бюджета региона.

  • Thanks 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Пожалуйста, войдите, чтобы комментировать

Вы сможете оставить комментарий после входа в



Войти

×