Перейти к содержанию
Форум интернет-конференций ВолНЦ РАН

Вопросы

Добрый день! Интересная статья, спасибо. Вопрос такой: какие могут возникать налоговые риски у малых предприятий хотелось бы понять как это происходит в жизни?

  • Like 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

5 ответов на этот вопрос

Recommended Posts

  • 0

 Оксана Викторовна, спасибо Вам за проявленный интерес к моей статье!

Среди основных налоговых рисков для всех субъектов бизнеса, включая и малый, это вероятность возникновения неблагоприятных последствий (финансовых, репутационных, прочих), напрямую связанных с проведением выездных проверок, приостановки деятельности предприятия в связи с блокировкой счетов по различным причинам. Зачастую, налоговые риски возникают у предприятий, которые по установленным на законодательном уровне критериям могут быть отнесены к субъектам экономики, ведущим деятельность с высоким уровнем риска. К числу таких критерий можно отнести:

- массовый адрес местонахождения;

- отсутствие работников и малая их численность;

- низкий уровень оплаты труда, меньше среднеотраслевых значений;

- дисквалификация руководителя;

- наличие данных в реестре недобросовестных поставщиков;

- незначительные (фиктивные) суммы уплаченных налогов и страховых взносов за предыдущий налоговый период или полное отсутствие уплаты обязательных платежей;

- значительные суммы доходов и расходов организации за предыдущий налоговый период в купе с низким уровнем исчисленных и уплаченных налогов;

- наличие налоговой задолженности по состоянию на 31 декабря предыдущего календарного года;

- наличие организации в качестве участника судебного арбитражного процесса по состоянию на 31 декабря предыдущего календарного года;

- и др.

В большинстве своем риски налоговые имеют природу как деятельности государства, так и налогоплательщика. Природа рисков организации понятна и она приведена выше. Природа же рисков государства связана с законотворческой деятельностью. Необходимо для поддержки малого бизнеса, увеличения его вклада в ВВП проводить налоговую политику, стимулирующую предпринимательскую инициативу и увеличивающую налоговую базу. Причем последнее не может быть достигнуто путем проведение непопулярных мер, одни из которых являются повышение налоговых ставок и сокращение налоговых льгот. 

Вот только за ближайшие  4 года по нашим подсчетам государство от роста ставки  НДС динамика темпов роста будет минимальная. 

Понятно, что предприятия должны осуществлять деятельность с минимальным уровнем риска, контролировать свои показатели. Но и государство должно предпринимать попытки для изменения ситуации в этой сфере.

К числу мероприятий по минимизации налоговых рисков для предприятий малого бизнеса со стороны государства мы выделяем следующие.

1. Введение на законодательном уровне уведомительного порядка расчета за налогоплательщика земельного, транспортного и имущественного налогов, по аналогии с физическими лицами, что приведет к  сокращению расходов на администрирование налогов и повысит их собираемость. 

2. Необходимость привести в соответствие баланс прав и обязанностей налогоплательщиков и налогового органа в налоговом законодательстве. Баланс интересов должен быть соблюдён, поскольку это способствует расширению горизонта определенности всех участников налоговых правоотношений.

3. Предоставить предприятиям малого бизнеса, освобождение от уплаты прямых налогов в первый год своей деятельности. Это обусловлено тем, что по данным PwC, общая налоговая нагрузка на бизнес в России выше среднего показателя по миру, что снижает производительность труда и появление  новых рабочих мест.

4. Провести унификацию норм налогового законодательства, устранить различные варианты их трактования, исключить приоритет предоставления налоговых преимуществ отдельным налогоплательщикам перед другими, находящиеся в равных условиях хозяйствования. 

5. Осуществить правовые экспертизы изменений налогового законодательства с учётом мнений представителей бизнеса и общественных профессиональных объединений.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
  • 0

Самое главное, это освободить малый бизнес (не только спецрежимников, но и на общей системе налогообложения) от чрезмерной налоговой нагрузки, чтобы он смог нормально развиваться, а не заниматься налоговой оптимизацией, зачастую выходящей из правовых рамок.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
  • 0

Александр Николаевич! Спасибо за подробный ответ, но я собственно имела ввиду то, что ФНС разрабатывает такие механизмы контроля, которые минимизируют риски для государства, а для фирм если они хотят работать не в теневом секторе также становится все более прозрачно.  В чем состоит налоговый риск предприятия -  в том что к придет выездная проверка? Может ли решить эту проблему открытость информации ?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
  • 0

Риск налоговый со стороны бизнеса - это потери, включая финансовые, в том числе в результате выездных проверок. Они могут быть для бизнеса катастрофичными, поскольку на сегодняшний день установлены завышенные нормы уплаты тех или иных налогов, сборов и взносов (например, доля вычетов по НДС), показателей деятельности (например, уровень рентабельности). Если бизнес, включая малый, не укладывается в установленные параметры, то возникает для налогоплательщика риск определенных потерь. Государство, совершенно верно, старается минимизировать риски со своей стороны, в целях повышения собираемости налогов. Но сдесь нужно сохранять баланс интересов всех сторон налогообложения, а малому бизнесу предоставить определенные послабления, поскольку от деятельности которого зависят и налоговые поступления. Необходимо минимизировать нормативное регулирование этих рисков, что приведёт к росту налоговой базы, стимулированию деятельности предприятий и в конечном итоге к ещё большему росту налоговых поступлений. Как говориться, лучше маленький кусок от большого пирога, чем большой кусок от малого. Кстати, в прошлом году мы на несколько пунктов опустились по легкости ведения бизнеса, в том числе из за высокой налоговой нагрузки и количеству времени, потраченному предприятиями для исчисления платежей. 

Что касается открытости информации, то это помогает как налогоплательщикам в целях выявления благонадежных контрагентов, так и государству - определять высокорискованную деятельность налогоплательщика.

В результате прозрачности и контролируемость сделок со стороны государства, налогоплательщику приходится очень тяжело вести деятельность достаточно легально и получать достаточный результат для развития. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
  • 0

Спасибо! Налоговые риски - интересная тема.  Думаю надо глубже разобраться с реальными проблемами налогообложения малого бизнеса) поскольку доступные мне для анализа малые предприятия практически не имеют налоговых рисков, гораздо актуальнее финансовые риски - платежи контрагентов, дебиторская задолженность, кредит и т.д.

  • Like 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Пожалуйста, войдите, чтобы комментировать

Вы сможете оставить комментарий после входа в



Войти

×