Перейти к содержанию
Форум интернет-конференций ВолНЦ РАН

Вопросы

Николай Владимирович, добрый день

Как можно управлять процессом реформирования местного самоуправления? Или это полностью самостоятельный, независимый ни от каких социальных институтов процесс? 

И еще вопрос - какой институт может больше влиять на процесс реформирования местного самоуправления: власть, бизнес, общественные организации и т.д.? 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

1 ответ на этот вопрос

Recommended Posts

  • 0

Анна Александровна, спасибо за вопрос!

Процесс реформирования местного самоуправления по большей части является управляемым. В постсоветский период направления и идеология реформы местного самоуправления в России задавались на федеральном уровне: в 1995 г. был принят федеральный закон "О местном самоуправлении в РФ", в 2003 г. взамен его принят новый федеральный закон № 131, который действует и до настоящего времени. За фактически 15 лет муниципальной реформы в соответствии со 131-ФЗ в него было внесено более 100 изменений соответствующими федеральными законами. В 1999 году был принят издан Указ Президента РФ "Об утверждении Основных положений государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации" № 1370. Таким образом, в России реформирование этого института идёт сверху. И как показывает практика последних лет отмечается дальнейшая централизация вертикали власти в стране и ослабление реального местного самоуправления. Но, безусловно, при проработке реформы местного самоуправления 2003 г. привлекалось значительное число общественных организаций, специалистов, экспертов в этой сфере. Однако насколько сформировавшаяся система местного самоуправления отвечает запросам и требованиям всех заинтересованных сторон (населения, бизнеса, государства, гражданского общества) является достаточно дискуссионным и проблемным. 

Вместе с тем, если рассматривать длительный исторический период становления и развития местного самоуправления в Российской Империи, Советском Союзе, России, то безусловно можно обнаружить и высокую роль в данных процессах гражданского общества и самоорганизации граждан. Здесь можно упомянуть общинное и земское самоуправление в Российской Империи, опыт стихийного ("снизу") формирования аналогов органов территориального общественного самоуправления (ТОС) в последние советские годы, когда данные организации брали на себя множество функций по решению местных вопросов и проблем. Есть успешные примеры отстаивания интересов жителей в процессах управления на местном уровне и самоорганизации населения и в настоящее время, когда жители на публичных слушаниях голосуют против навязываемых региональными или местными властями решений, когда общественной палате или ассоциации муниципальных образований в региона удаётся отстоять самостоятельность и независимость органов местного самоуправления и интересы населения и др. Но всё же больше влиять на процесс реформирования местного самоуправления в России могут федеральные и региональные органы государственной власти, а отчасти и в значительно меньшей степени - общественные организации. Однако в мире сложилось множество различных моделей, систем местного самоуправления, и соответственно роль бизнеса, населения и общественных организаций в процессах реформирования управления на местном уровне может быть более значимой.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

×