Перейти к содержанию
Форум интернет-конференций ВолНЦ РАН

Вопросы

Здравствуйте, Антон Витальевич! Было очень приятно ознакомится с Вашим глубоким докладом!

В нем меня заинтересовал ряд авторских посылов: 1) формы семейно-гендерной самореализации постоянно эволюционируют; 2) молодые люди в семейно-гендерной реализации ориентируются на повестку дня, а не иррациональные убеждения, стереотипы. В тоже время, судя по данным табл. 1, одобряемый возраст вступления в брак у молодежи и взрослого населения практически не отличается. Не свидетельствует ли это о влиянии на мнение молодого населения поколенческой трансмиссии определенной традиции, заложенной веками, а не рационального убеждения.

Не рассматривали ли Вы мнение об аспектах гендерной самореализации в зарубежных странах? Есть ли отличия с убеждениями российской молодежи?

Заранее благодарю за ответы!

  • Like 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

2 ответа на этот вопрос

Recommended Posts

  • 0

Здравствуйте, Максим Александрович!

 

Чтобы ответить, мне придётся написать ещё одну статью. Мыслей очень много по этому поводу. Постараюсь пояснить максимально коротко (точно не получится) и конкретизировано. Хорошо, что два обозначенных вопроса взаимосвязаны и позволяют продемонстрировать общий посыл доклада…

 

Вы совершенно правильно уловили основной посыл моего доклада. В представлениях молодых поколений так или иначе отражается господствующая позиция поколения взрослых, но с некоторыми «послаблениями», которые легко списать на саму молодость с её неустойчивостью представлений и недостаточным опытом. Несмотря на то, что молодые люди могут демонстрировать отклоняющиеся и даже вызывающие конфликт представления и практики самореализации, сами эти представления и практики, нужно заметить, вовсе не представляют из себя что-то чуждое и ранее незнакомое поколению взрослых, тем более что-то иррациональное и несуществующее. Во-вторых, в динамике самого молодёжного возраста прослеживается постепенная консервация и конформизация этих представлений.

Я думаю, что мысль уже понятна, поэтому сразу скажу, что молодёжь для меня – своеобразный диалектический процесс и свойство одновременно индивидуального и общественного развития. Молодёжное отрицание – это совершенно неизбежный этап индивидуального и общественного пересмотра объективной необходимости данного социального порядка. И все представления для этого отрицания порождаются и заимствуются из достигнутого и актуального уровня социального порядка, а не изобретаются молодыми людьми из ниоткуда. Поэтому, для меня несколько необоснованной выглядит паника относительно, например, той же трансформации традиционных представлений о семье. Ведь эта трансформация была всегда.

Ещё больше удивляет, когда в качестве доказательной базы используют, например, различные иерархии ценностей, в которых положение семьи, якобы, понижается. Сколько мне довелось видеть таких иерархий – ни по одной из них я не мог однозначно утверждать то, что утверждалось авторами. Зачастую имеет место манипуляция данными и их интерпретацией. Например, снижение индекса значимости семьи на десятую долю (ещё и округлённую) после очередного опроса часто интерпретируется как «падение нравов». При этом, почти всё значимое имеет практически одинаковые оценки с незначительными различиями. В свою очередь, снижение значения на эту долю обусловливает снижение по иерархии (иногда на несколько мест) – и тут совсем катастрофа. Хотя, если посмотреть на сами значения и отвлечься от всех авторских преувеличений – очевидно, что ничего катастрофического не обнаружено. Более того, все эти различия и колебания гораздо вероятнее списать на несовершенства самого опроса и обработку данных, чем на какие-то глубинные трансформации ценностей. Последнее, конечно, происходит, но не так моментально, как это интерпретируют, и представляет собой естественный и необходимый результат всякого развития. Наконец, более того, на основе всех встречающихся мне иерархиях ценностей, - семья достаточно стабильно занимает третье место, незначительно колеблясь на один-два пункта ниже, а то и выше. Наконец, как я написал в докладе, меняется не ценность семьи, и даже не представления людей о её нужности/ненужности – меняются только практики её организации и мотивы участников.

Что, собственно, очевидно и естественно. Ну мы же не воспринимает сегодня первобытную родоплеменную организацию в качестве нормы и провозглашаемой цели развития. Дифференциация с её фрагментарностью и индивидуализацией  продолжается на протяжении всей истории человеческого существования. Где-то быстрее, где-то медленнее. Об этом дальше (ответ на второй вопрос)…

 

При подготовке доклада не рассматривал мнение молодых людей в зарубежных странах относительно обозначенных параметров. Однако, при ответе на ваш вопрос решил быстренько посмотреть. Обширная география Европейского социального исследования позволяет это сделать. Конечно, речь пойдёт только о европейских странах.

Очевидно, что некоторые различия имеются. В частности, что вполне ожидаемо, по общеевропейской выборке средние представления молодых людей об «идеальном» возрасте (женщины/мужчины) начала отношений (21/23 года), вступления в брак (25/26) и рождения детей (26/28) на один-два года выше, чем в России, т.е. (популярная для современной критики) тенденция к откладыванию ещё сильнее. Логично, что и степень допустимости «отклоняющихся» стратегий семейно-гендерной самореализации значительно выше. Например, лишь 17/20% молодых респондентов не одобряют отказ женщины/мужчины от рождения детей (36/37% относятся к этому нейтрально). Лишь 6/7% не одобряют жизнь женщины/мужчины вне брака (25/28% нейтральны). Наконец, 8/8% не одобряют рождение детей вне брака (26/28% нейтральны). Ещё более «осовремененные» представления можно наблюдать, например, во Франции (для анализа выбрал случайно как гипотетически наиболее подходящий пример). Это о различиях, точнее о количественной разнице приверженности определённым представлениям между Россией и другими европейскими странами.

Сходства заключаются в качественных характеристиках этих количественных распределений. В частности, соответственные распределения мнений о возрасте и стратегиях можно наблюдать во мнениях взрослых жителей европейских стран (мнения о возрасте также совпадают; количество неодобряющих конечно несколько выше, но общий тренд в сторону одобрения и даже нейтральности ко всему этому). Т.е. существенные различия в представлениях о возрасте также отсутствуют, а в одобрении взрослые более консервативны. В России также. Я полагаю, везде также.

При этом, что для меня представляется наиболее интересным в контексте темы самоопределения, в отличие от россиян, на европейской выборке имеются значимые корреляции (хоть и весьма слабые) между фактом планирования жизни и представлениями об особенностях семейно-гендерной самореализации. Другими словами, в большей или меньшей степени, но чем серьёзнее подход к жизненному планированию тем выше «идеальный» возраст и тем приемлемее отклоняющиеся стратегии (прежде всего в сторону нейтрального к ним отношения).

Предполагаю, что в этом факте и заключается принципиальное различие между особенностями семейно-гендерной самореализации (и самореализации вообще) в России на фоне остальной Европы. Российский контекст самоопределения и самореализации отличается не только заметно большей консервативностью и традиционность (я бы даже сказал «исторической заторможенностью», т.к. все контролирующие усилия направлены на сдерживание всего даже не обязательно нового, но даже просто «меняющегося»), - он отличается стремлением к большей степени контроля за индивидуальной свободой. Все эти традиционные представления и практики можно рассматривать как средства обеспечения этого контроля, обеспечивающего социальный порядок и, самое главное, эффективность выработанных социальных «инструкций».

 

Как-то так. Благодарю вас за внимание, вопросы и оценку моего доклада.

  • Thanks 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
  • 0

Спасибо, Антон Витальевич, за расширенный ответ! Вы  абсолютно правильно отметили, что в этой сфере свою роль играет целый комплекс факторов  - экономических, социальных, духовный и политический климат, сложившиеся образцы культуры.

  • Like 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

×