Перейти к содержанию
Форум интернет-конференций ВолНЦ РАН

Вопросы

Уважаемый Максим Сергеевич, спасибо за интересный доклад! Хотелось бы знать Ваше мнение по поводу перспектив развития Союзного государства, взаимодействия в инновационной сфере в сложившихся условиях политической нестабильности в отношениях между странами. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

2 ответа на этот вопрос

Recommended Posts

  • 0

Спасибо за вопрос, Андрей Михайлович! 
Необходимость структурной перестройки с упором на инновации впервые была обозначена в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг. Там же сказано о создании единого научно-инновационного пространства в рамках Союзного государства. Несмотря на то, что Беларусь и Россия имеют фактически одинаковые приоритеты – развитие науки и обеспечение инновационного пути развития государств, накопился набор проблемы интеграционного развития в инновационной сфере: не ведется общая научно-техническая, инновационная и единая наднациональная политика;  недостаточно координируются фундаментальные и прикладные исследования;  не произведена гармонизация нормативной правовой базы в сфере науки, техники, инноваций, защиты прав интеллектуальной собственности; не создана сеть совместных центров и фондов по поддержке фундаментальных и прикладных исследований; продолжается отток или стагнирует численность работников, занятых исследованиями и разработками. Это касается и количества инновационно активных предприятий.
Отставание инновационной активности в СГ также связано с усилением политической нестабильности и влияния экономического кризиса, в условиях которого трудно ожидать роста бюджетных затрат, способных дать результат через 10 и более лет. Локальные экономические колебания или кризисы в одной стране могут иметь региональные или глобальные последствия. Применительно к СГ неравномерные уровни девальвации (в Беларуси в 2011 году, в России – в 2014 г.) привели к снижению активности хозяйствующих субъектов и соответствующих институтов в инновационной сфере.
Несмотря на то, что с 2014 г. взаимная торговля РБ и РФ снизилась (за счет снижения курса национальных валют относительно доллара), создание Таможенного союза и углубление интеграционных процессов до начала падения обеспечили рост товарооборота более, чем на 50%. На Россию приходится около 50% внешней торговли Беларуси (преимущественно продукция с высокой добавленной стоимостью), в рамках ЕАЭС наша страна обеспечивает до 50% прямых инвестиций в Беларусь, а также доступные цены на энергоносители и доступ к российскому оборонзаказу. Как следствие, особого внимания заслуживают и долгосрочные перспективы интеграции в инновационной сфере стран Союзного государства, так как Россия и Беларусь обладают сопоставимым уровнем научно-технического развития, общностью исторического и культурного развития, наличием организационно-правовых наработок и ресурсов для развития интеграционных процессов.
Таким образом, формирование эффективной интеграционной модели инновационного развития возможно в случае взаимовыгодного партнерства руководства государств-участников СГ (несмотря на ряд локальных политических разногласий) и бизнеса при активном вовлечении научных и образовательных организаций. Особое место здесь отводится сохранению долгосрочной политической стабильности преимущественно за счет централизации управления на верхнем уровне управления СГ, так как проведение экономических реформ с упором на развитие инноваций зачастую требует жесткой системы управления (Сингапур, Южная Корея).

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

×