Перейти к содержанию
Форум интернет-конференций ВолНЦ РАН
  • 0
Анна Станиславовна Артамонова

Российская практика

Вопросы

Елена Станиславовна, спасибо за интересный доклад. Скажите, пожалуйста, а какие критерии используются для оценки эффективности российской аспирантуры? И соотносятся ли они каким-то образом с зарубежным опытом?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

1 ответ на этот вопрос

Recommended Posts

  • 0

Единства взглядов к оценке качества и эффективности аспирантских программ на данный момент не существует.

Приведем некоторые из них. Исследователь Маейр В.В. говорит о том, что основными факторами, условиями и ресурсами, которые направлены на достижение качества, являются учебно-методическая среда, материальная база, способности персонала, мотивация и подготовленность студентов, финансовое обеспечение, информационное обслуживание, т.е. совокупность всех базовых элементов образовательной деятельности вуза. Петров В., Столбов В., Гитман М. включают следующий набор комплексных критериев и индикаторов, способных служить основой для независимой оценки качества системы подготовки научных кадров. Это качество довузовской подготовки, качество содержания основных и послевузовских образовательных программ, качество процесса реализации образовательных программ, качество подготовки научных кадров. Бедный Б.И., Миронос А.А., Серова Т.В. рассматривают эффективность аспирантуры как комплексный показатель, отражающий условия и степень достижения аспирантурой основных целевых функций и включающий выявленные количественными методами сбалансированные параметры ресурсной базы, образовательного процесса и результатов подготовки аспирантов. Данные авторы предлагают, на наш взгляд, один из наиболее обоснованных наборов индикаторов эффективности аспирантур, которые нацелены на получение интегральной сбалансированной оценки результатов, ресурсов и процессов подготовки кадров высшей научной квалификации. Методика оценки включает три блока и ряд соответствующих им индикаторов эффективности аспирантуры.

Блок 1. Результативность аспирантуры:

– присуждение ученых степеней;

– выпуск аспирантов с защитой диссертации;

– закрепление выпускников в сфере науки, образования и высоких технологий.

Блок 2. Ресурсная база аспирантуры:

– финансирование научных исследований и разработок;

– квалификация;

– перспективность кадрового потенциала;

– публикационная активность научно-педагогических работников.

Блок 3. Процесс подготовки аспирантов:

– интеграционные процессы в сфере подготовки научных кадров;

– финансирование диссертационных исследований;

– образовательные программы аспирантуры;

– академическая и научная мобильность аспирантов.

Следует согласиться с указанными выше исследователями, что необходим комплексный подход к определению качества и эффективности института аспирантуры. Можно сделать вывод, что имеющиеся подходы к оценке эффективности подготовки научно-педагогических кадров не отвечают новым условиям и требованиям, предъявляемым к аспирантуре. Много нерешенных вопросов сегодня существует и на законодательном уровне.

Следует обратить внимание на тот факт, что в отличие от зарубежного опыта оценки эффективности PhD-программ, в России в настоящее время отсутствуют рейтинги аспирантских программ. Действующая государственная система управления аспирантурой в России не имеет близких аналогов за рубежом и поэтому простой перенос зарубежного опыта или даже проведение сравнительного анализа с иностранными моделями является дискуссионным и вызывает немало контраргументов. К нему следует подходить осторожно и не копировать слепо зарубежные стандарты. Затрагивая проблему оценки качества образования в целом, стоит отметить, что это интегральная, междисциплинарная проблема, решение которой требует систематизации опыта и исследований в разных научных областях. Количество показателей должно быть минимальным, но при этом они должны максимально решать вопрос об эффективности или неэффективности подготовки кадров.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

×