Перейти к содержанию
Форум интернет-конференций ВолНЦ РАН
  • 0
Егор Александрович Юмаев

Причины низкой финансовой готовности населения

Вопросы

Галина Вадимовна, здравствуйте! Спасибо за интересное исследование, все четко, компактно, информативно! На Ваш взгляд, какие существуют причины низкой финансовой готовности населения к ставшему громом среди ясного неба мировому санитарному и COVID-19-экономическому кризису? Тренд на снижение доходов сравнительно долгий, за 7 лет его трудно было не заметить, граждане это почувствовали, но население к нему вообще не готовилось, раз 70% жителей не имеют накоплений, да и те, что имеют, не всегда располагают достаточным уровнем. Уверен, что Вы хорошо знакомы с этой проблемой, поэтому интересно узнать Вашу точку зрения.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

2 ответа на этот вопрос

Recommended Posts

  • 0

Егор Александрович, большое спасибо за интерес к докладу!

На мой взгляд, причины кроются в самом кризисе (его природе и времени возникновения), нежели в населении и его поведении. Согласно экономической теории, общий рост неопределенности в социальной и экономической жизни приводит к возрастанию среди населения ощущений неопределенности будущих доходов. В соответствии с теорией перманентного дохода, такая неопределенность становится причиной снижения потребления в пользу увеличения сбережений, которые затем (в сам кризисный период и когда ситуация стабилизируется), наряду с займами, будут использоваться для сглаживания колебаний дохода и финансирования потребления.

Как я отметила в докладе, 30-40% населения, имеющего сбережения, – это устоявшийся макроэкономический показатель. Длительный период стагнации доходов населения на этот уровень не повлиял, и в предыдущие кризисы (1998 г., 2008-2009 гг., 2014-2015 гг.) население сумело адаптироваться к переменам, причем преимущественно путем пересмотра потребления. Потребление стало более критичным и чувствительным к ценам, т.е. распространение получили практики сравнения цен, покупок товаров по акциям и специальным предложениям, переход на более доступные бренды, а также планирование покупок.

Поэтому, можно предположить, что в текущей ситуации население уже не видит вариантов оптимизации потребления, а возможностей откладывать сбережения нет (поскольку предыдущие кризисы столь стремительно не затрагивали занятость, а сейчас она пострадала напрямую). Добавьте к этому то, что не только сбережений, но и «резервного фонда» (в размере 3-6 месячных доходов семьи на случай потери возможности зарабатывать) большая часть населения не имеет. Поэтому основная масса населения чувствует себя финансово незащищенной в будущем.

  • Thanks 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
  • 0

Галина, Вадимовна, спасибо за интересный развернутый ответ! Желаю успехов в Ваших научных поисках!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

×