Перейти к содержанию
Форум интернет-конференций ВолНЦ РАН

Вопросы

Уважаемая Галина Анатольевна! Спасибо за интересный, и даже более того, необычный доклад. Наш вопрос состоит в следующем. Как Вы считаете, что более всего отражают произведения искусства - жизненные реалии или внутренний мир создателя произведения? И в этой связи, о чем говорят данные вашего исследования - о стиле жизни молодежи или о представление о нем в сознании творца.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

6 ответов на этот вопрос

Recommended Posts

  • 0

Уважаемый Максим Александрович!

Произведения искусства отражают  жизненные реалии, которые преломляются через внутренний мир творца, привнося в них субъективное содержание. Жизненный мир художника в конечном счёте отражает те же самые реалии, преломленные через общественное сознание. 

Г.А.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
  • 0

Спасибо за ответ, Галина Анатольевна! Очень приятно общаться с ученым, досканально знающим предмет своего исследования. Наш вопрос был своеобразной подводкой к следующему: насколько отражает мнение об образе жизни молодежи, которое сложилось в искусстве, СМИ, да и в социуме в целом,  современные реалии. Зачастую встречаешься с той точкой зрения, что молодежь не оправдывает надежд, возложенных на нее, ее стиль жизни заставляет сомневаться в том, что на молодое поколение можно возложить какие-либо надежды. Правдиво ли это мнение? И как все-таки интерпретировать стороннее мнение о молодежи (прежде всего, оценки представителей старшего поколения): как "отражение в кривом зеркале" или как объективное восприятие?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
  • 0

Уважаемый Максим Александрович!

Спасибо  за столь интересный вопрос.

Хотя произведения живописи являются бесценным визуальным документом, тем не менее об объективном восприятии действительности говорить не приходится. Но нельзя искусство отождествлять и с кривым зеркалом. То что отражено на полотнах художников - это  прежде всего точка зрения правящего класса, осуществляющего свою культурную гегемонию (по А. Грамши). Господствующий  класс (слой) проводит свою идеологическую линию. Так было всегда. Вопрос какую систему ценностей формирует правящая элита через  институт искусства.Сравнительный анализ произведений живописи  на различных этапах нашей истории ХХ века  дает возможность проследить довольно резкое изменение пропагандируемых ценностей. В 1920-е гг. советская правящая элита только завоевывала культурную гегемонию, 1930-е - 1960-е гг - полное господство советской идеологии. Начиная с 1970-х  мы видим постепенную эрозию советских ценностей в произведениях живописи. Начиная с 1990-х гг. происходит резкий переход к новой системе ценностей, отраженный  также в живописи. Художники остались прежними, но изменился заказчик, к вкусу которого творцам приходится подлаживаться. Может быть создавались произведения другой идеологической направленности, но они лишились каналов распрстранения и экономической базы.

 Произведения 2000 гг.+ дают возможность  сделать вывод, что правящий класс делает ставку на деполитизацию молодёжи, затушёвывает  антагонизмы, проявившиеся в обществе в перестроечное и постперестроечное время.

Г.А.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
  • 0

Спасибо за подробный ответ, Галина Анатольевна! Как Вы считает, воздействует ли на образ жизни молодежи произведения искусства (другими словами, работает ли "государственный заказ"). Или же молодежь быстрее впитывает образчики популярной культуры?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
  • 0

Уважаемый Максим Александрович!

Молодёжь быстрее впитывает образчики коммерческой популярной культуры. А государственной политики в этой области не просматривается, поскольку отсутствует идеологическая составляющая. Наоборот, на государственные деньги снимаются антигосударственные фильмы. В буржуазном государстве будет проводиться политика, соответствующая интересам буржуазии. Из многообразных функций искусства доминируют гедонистическая, развлекательная. Другие функции не выражены или находятся на периферии (например, воспитательная, формирование картины мира, ценностно-ориентационная и др., хотя последняя в той или иной степени выражена).

Г.А. Парахонская

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

×