Перейти к содержанию
Форум интернет-конференций ВолНЦ РАН
  • 0
Александра Владимировна Короленко

На какие категории населения в большей степени повлияли кризисы

Вопросы

Никита, благодарю за актуальное и интересное сообщение! Не рассматривали ли Вы, какие категории населения (по полу, возрасту, территории проживания, характеру занятости, уровню материального благополучия и т.д.) в большей степени пострадали от экономических кризисов 2008, 2014 и 2020 гг. (в части падения уровня жизни)? 

  • Like 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

10 ответов на этот вопрос

Recommended Posts

  • 1

Александра Владимировна, спасибо за вопрос! Разница в ответах среди различных категорий населения рассматривалась только по индексу потребительских настроений.
В среди возрастных категорий индекс потребительских настроений в динамике с 2007 по 2020 гг. больше всего снизился у молодых людей до 30 лет (со 115 до 90 п.п.). Также наибольшее снижение ИПН наблюдается у людей с н/высшим и высшим образованием (со 113 до 89 п.п.) и 20% наиболее обеспеченных респондентов (со 125 до 100 п.п.).
По всем остальным показателям не проводилось столь глубокого анализа в разнице ответов респондетов в зависимости от их принадлежности к той или иной категории населения, либо данные об этом отсутствовали. 
  

  • Like 2
  • Thanks 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
  • 1
35 минут назад, Никита Геннадьевич Захаров сказал:

Также наибольшее снижение ИПН наблюдается у людей с н/высшим и высшим образованием (со 113 до 89 п.п.)

А можно задать вопрос "в догонку"? Что такое н/высшее (видимо, незаконченное высшее) образование? В каком нормативно-правовом акте закреплен этот институт? Может ли по закону у человека быть незаконченное высшее образование?

  • Like 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
  • 1

 

1 час назад, Максим Александрович Головчин сказал:

А можно задать вопрос "в догонку"? Что такое н/высшее (видимо, незаконченное высшее) образование? В каком нормативно-правовом акте закреплен этот институт? Может ли по закону у человека быть незаконченное высшее образование?

Максим Александрович, Ваш вопрос будет более чем справедлив в случае, если мы поставим цель получить более достоверную картину о реальном статусе образования респондентов. Однако, в рамках соц. опроса подобную информацию узнать наверняка сложно, ибо сам опрашиваемый вряд ли сможет каким-то образом верифицировать факт того, что он обучался в вузе, если его не закончил. :) Но это было бы чрезвычайно ценно для получения истинного представления об исследуемых категориях населения. 
Абсолютно верно, "н/высшее" означает незаконченное высшее образование (или неполное высшее образование, по сути синонимичное понятие). Насколько я знаю, человек, обучавшийся ранее в высшем образовательном учреждении, но не получивший диплом, может запросить справку из этого учреждения. Это единственный известный мне способ подвердить то, что у Вас незаконченное высшее образование. 

  • Like 2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
  • 1

Никита Геннадьевич! Такие правила существовали только до широкого внедрения Болонской системы в российское образовательное поле. Сейчас бакалавриат - это и есть неполное высшее образование.

Раньше такая справка давала права на трудоустройство по специальности. С 2005 года уже никакие справки тем, кто решил неожиданно закончить обучение, не выдаются. Статуса неполного (или незаконченного) высшего образования даже в теневой сфере нет. Тут дело не в объективности / субъективности данных, а в целеполагании. Для чего Вам нужно знать, какие потребительские настроения у людей, учившихся в вузе, да недоучившихся? Чем они принципиально должны отличаться от всех остальных.

Другими словами, статус выпускника с неполным высшим образованием может иметь место, но для тех, кого в свое время затронули эти правила. Если этот статус выделяют респонденты сейчас, то возникают вопросы. Но зачем их отдельно выделять и тем более объединять с людьми, все-таки получившими высшее образование? Это "одного поля ягоды"? Все это очень неоднозначный момент. На самом деле я бы эту категорию вообще бы не брал в анализ. У нее очень неустойчивый статус в институциональной среде. Это такая ловушка. Будет сложно однозначно интерпретировать данные.

  • Like 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
  • 1
21 час назад, Максим Александрович Головчин сказал:

Никита Геннадьевич! Такие правила существовали только до широкого внедрения Болонской системы в российское образовательное поле. Сейчас бакалавриат - это и есть неполное высшее образование.

Раньше такая справка давала права на трудоустройство по специальности. С 2005 года уже никакие справки тем, кто решил неожиданно закончить обучение, не выдаются. Статуса неполного (или незаконченного) высшего образования даже в теневой сфере нет. Тут дело не в объективности / субъективности данных, а в целеполагании. Для чего Вам нужно знать, какие потребительские настроения у людей, учившихся в вузе, да недоучившихся? Чем они принципиально должны отличаться от всех остальных.

Другими словами, статус выпускника с неполным высшим образованием может иметь место, но для тех, кого в свое время затронули эти правила. Если этот статус выделяют респонденты сейчас, то возникают вопросы. Но зачем их отдельно выделять и тем более объединять с людьми, все-таки получившими высшее образование? Это "одного поля ягоды"? Все это очень неоднозначный момент. На самом деле я бы эту категорию вообще бы не брал в анализ. У нее очень неустойчивый статус в институциональной среде. Это такая ловушка. Будет сложно однозначно интерпретировать данные.

Спасибо за столь неочевидные замечания. Я слабо разбираюсь в образовательном праве, поэтому такую трактовку слышу впервые. Если это действительно так, как Вы описали, тогда отнесение их в одну категорию с теми, кто имеет полное высшее образование вполне целесообразно.   
Теперь немного о той трактовке, с которой сталкивался непосредственно я при работе с данными соц. опросов. Например, в свежем опросе "Трудовой потенциал - 2022" незаконченным высшим образованием отмечено наличие не менее 3 курсов вуза, что в общем-то, немало.   
В ФЗ 273 от 29 декабря 2012 года "Об образовании в Российской Федерации" (редакция закона от 05.12.2022) в статье 10 пунке 5 подпунке 2 говорится "высшее образование - бакалавриат". Исходя из перечисленного выше, я делаю вывод, что бакалавриат не = н/высшему образованию.
И, да, здесь тогда возникает вопрос, а зачем же их относить в одну категорию с теми, кто всё-таки доучился свои 4/5 лет? Как минимум в бытность студентами и доучившиеся, и недоучившиеся составляли единую общность. В конце-концов 3 года обучения это, как я уже сказал, срок серьёзный. Если говорить о принципиальной разнице между этими категориями, то можно и задаться вопросом, а насколько между собой однородны все закончившие высшее учебное заведение?  
Касательно потребительских настроений людей, которые получили высшее образование. Действительно, принципиальных отличий между ними и людьми без высшего образования быть не должно. Однако, по данным соц. опросов их индекс потребительских настроений выше, чем у остальных категорий. с 2007 по 2020 гг. в Вологодской области ИПН тех, кто имеет н/высшее и высшее образование упал со 113 до 89 п.п., в то время как ИПН тех, у кого н/среднее и среднее образование упал со 100 до 84 п.п. ИПН у респондентов, имеющих среднее образование упал со 106 до 87 за тот же период.
Здесь можно говорить о том, что разница в их ИПН постепенно уменьшается, но в докризисный 2007 год эта разница была серьёзной. Думаю, что ничего удивительного эти цифры нам не раскроют, скорее, просто будут коррелировать с данными о более высоких доходах и покупательной способности людей с высшим образованием. Просто потому, что высшее образование - это одна из возможностей найти работу, к тому же достаточно престижную. В свою очередь кризисы бьют по всем категориям населения, вне зависимости от их заработка, чем снижают покупательную активность всех граждан.  

Изменено пользователем Никита Геннадьевич Захаров
  • Like 2
  • Thanks 1
  • Sad 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
  • 1

К сожалению, не могу согласиться с Вашими доводами. Они работают только в ситуации пятилетнего срока обучения или специалитета. Например, человек закончил бакалавриат, поступил в магистратуру, но не доучился до конца. С Вашей точки зрения у него будет высшее образование или неполное высшее? С моей точки зрения (и с точки зрения закона), если человек учился в школе, потом поступил на бакалавриат, но отучился там 3 года и ушел, то у него, согласно ст. 7 ФЗ-273, есть среднее общее образование, поскольку он в свое время прекратил образовательные отношения. Высшее образование - это не только возможность найти престижную работу или получить бумажку об образовании, но и социальная характеристика (свойство, признак) Ваших респондентов, которую Вы используете в анализе.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
  • 1
24 минуты назад, Максим Александрович Головчин сказал:

К сожалению, не могу согласиться с Вашими доводами. Они работают только в ситуации пятилетнего срока обучения или специалитета. Например, человек закончил бакалавриат, поступил в магистратуру, но не доучился до конца. С Вашей точки зрения у него будет высшее образование или неполное высшее? С моей точки зрения (и с точки зрения закона), если человек учился в школе, потом поступил на бакалавриат, но отучился там 3 года и ушел, то у него, согласно ст. 7 ФЗ-273, есть среднее общее образование, поскольку он в свое время прекратил образовательные отношения. Высшее образование - это не только возможность найти престижную работу или получить бумажку об образовании, но и социальная характеристика (свойство, признак) Ваших респондентов, которую Вы используете в анализе.

Отвечая на Ваш вопрос о недоучившемся в магистратуре человеке, я считаю, что высшее образование у этого человека есть. Если диплом бакалавра, который является документом о высшем образовании, не даёт человеку по закону статуса человека с высшим образованием, у меня как человека далёкого от правовых наук возникает вопрос: зачем вообще называть его дипломом о высшем образовании?
В контексте конкретно этого разговора я не рассуждал о высшем образовании  как о комплексной характеристике человека. Да, это его социальная характеристика, но конкретно в моём абзаце об этом речь шла о его покупательной способности, что в свою очередь было ответом на Ваш вопрос о том, зачем нужно знать потребительские настроения людей с высшим образованием. В общем анализе я могу учитывать и остальные факторы. 

Изменено пользователем Никита Геннадьевич Захаров
  • Like 1
  • Haha 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
  • 1

В общем, Никита Геннадьевич, чтобы нам не мусолить эту тему (тем более, в онлайн-формате), и я не говорил бы Вам одно, а Вы отвечали второе, давайте остановимся на следующем - я настойчиво советую Вам в дальнейшем серьезно подумать над проблемой интерпретации данных по незаконченному высшему образованию в исследовании. Вопрос имеет место быть, и его не надо игнорировать и сводить к мнению какой-то отдельной личности. С одной стороны Вы изучаете не образование, а потребительские настроения. С другой, в явной форме используете признак образования для углубления анализа потребительских настроений. Поэтому, и возникает вопрос, насколько корректно Вы это делаете.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
  • 1
29 минут назад, Максим Александрович Головчин сказал:

В общем, Никита Геннадьевич, чтобы нам не мусолить эту тему (тем более, в онлайн-формате), и я не говорил бы Вам одно, а Вы отвечали второе, давайте остановимся на следующем - я настойчиво советую Вам в дальнейшем серьезно подумать над проблемой интерпретации данных по незаконченному высшему образованию в исследовании. Вопрос имеет место быть, и его не надо игнорировать и сводить к мнению какой-то отдельной личности. С одной стороны Вы изучаете не образование, а потребительские настроения. С другой, в явной форме используете признак образования для углубления анализа потребительских настроений. Поэтому, и возникает вопрос, насколько корректно Вы это делаете.

Максим Александрович, этот диалог и остаётся возможным только потому, что я не игнорирую обсуждаемый вопрос. К Вашим советам я прислушиваюсь, но белые пятна игнорировать также не могу.
Дело в том, что вопрос о том, что считать н/высшим образованием - это не моё частное мнение. Моего частного мнения как неспециалиста по праву в принципе быть не может в полном смысле. Подобную трактовку дают исследователи, составляющие вопросы для анкет, исследователи, схожим образом понимающие статус людей с н/высшим образованием, в конце-концов люди, которые сами считают, что имеют высшее образование. Моё дело как неспециалиста в этом вопросе было выбрать наиболее убедительный лично для меня на тот момент подход, каким на момент моего исследования оказался тот, с которым Вы не согласны. При этом Вашу точку зрения я не оспариваю, постоянно оставляя простанство для допущения Вашей правоты конструкциями по типу "если всё обстоит действительно так, как Вы говорите". Я ретранслирую положения того подхода, который применил в исследовании. 
К тому же образование респондентов учитывается в исследовании только при использовании одного показателя - ИПН. Центровой темой исследования, как и правовой вопрос, образование не является. Так что я полностью отдаю себе отчёт в том, что данное исследование мягко говоря далеко от совершенства и при детальном рассмотрении вызовет множество вопросов у специалистов по тем проблемам, которых я прямо или косвенно касаюсь в исследовании. 

  • Like 1
  • Thanks 1
  • Confused 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Пожалуйста, войдите, чтобы комментировать

Вы сможете оставить комментарий после входа в



Войти

×