Перейти к содержанию
Форум интернет-конференций ВолНЦ РАН
  • 0

Вопросы

Светлана Юрьевна, спасибо за интересный доклад!
В Вашей работе вы представили исследование детей на базе "Дневного пансиона - 84" г.о. Самары. Правильно ли я понимаю, что это были дети 7-8 лет и у них уже наблюдалась социальная субъектность? Подскажите, пожалуйста, по вашему мнению, с какого возраста все-таки наступает субъектность у детей.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

6 ответов на этот вопрос

Recommended Posts

  • 0

Анастасия Алексеевна, спасибо за интерес к докладу. Да, все правильно, это были дети в том числе первых классов. Сочинения проводили у них в конце учебного года. Завуч школы в тот момент сомневался, что дети смогут сформулировать свои мысли и тем более выразить их в письменной форме по обозначенной теме. Состоялась встреча завуча, классных руководителей , также  я присутствовала. Классные руководители сказали, что дети уже смогут написать сочинения, мы попробовали и получилось. Сочинения первоклассников оказались очень интересными.  Например, вот цитаты касательно представлений о будущей профессии.  Мальчик «Я хочу в будущем стать десантником 1 год, и если понравится, то я не уйду, а если не понравится, то я пойду в инженеры вместе с Ваней Родионовым, … а на оставшиеся деньги (после покупки бугатти – прим. иссл-ля) открою 1 бизнес, потом 2-рой и так далее», вот девочка: «Я буду заниматься рукоделием. В 13 лет буду лепить из глины, и построю свой магазин и буду продавать там свои изделия. … Я буду работать гончаром» .  Вот о будущих детях мальчик написал: «хочу, чтобы ребенок рос отличником … отдам в эту же школу, она очень хорошая,  школу, хочу отдать на изо». Сочинения очень интересные, были выделены соответствующие блоки, и сочинения проанализированы в рамках преимущественно качественного подхода.  Дело в том, что у меня в предыдущие годы с этим педагогическим коллективом был значительный опыт работы,  сочинения я проводила, начиная с 1998 года с определенным перерывом, но у третьеклассников.  А в период пандемии попробовали и с первоклассниками. По поводу субъектности вопрос неоднозначный. Думаю, много зависит от того,  какова задумка исследователя в конкретном исследовании. В отношении темы взрослости, думаю, что и в более раннем возрасте, уже даже дошкольники имеют свои представления о взрослости. Главное, подобрать метод, чтобы их исследовать.

  • Like 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
  • 0

Спасибо за такой развернутый ответ! Очень интересно!

А, подскажите, как вы думаете, формирование субъектности коррелирует с разными видами интеллекта (социальный, эмоциональный..), а точнее с их сформированием?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
  • 0

Анастасия Алексеевна, спасибо за "наводку". Я еще подумаю, как поработать в этом направлении. Я не измеряла у детей ни социальный, ни эмоциональный интеллект, но думаю, что коррелирует. Пришла к такому выводу сопоставляя ответы третьеклассников по территориальному принципу: детей из  школы  г.о. Кинель ( население 35 тыс. чел) и Дневного пансиона - 84 г.о. Самара. Вот пару цитат  третьеклассников Кинеля, мальчики описывают свой будущий досуг: «буду ходить в лес, ну и как мужик по рюмочке», «в баню не буду ходить, не по мне она, а прорубь другое дело, да может я буду чуть-чуть ч м о, ну по-другому не сказать, простите за выражение». В "Дневном пансионе  - 84" подобных высказываний в принципе не встречалось, но были такие по этому же блоку среди мальчиков: «когда достроим дачу, тогда мы будем на ней жить и отдыхать. Мы сделаем грядки с овощами и ягодами, и будем за ними ухаживать. Около грядок мы сделаем бассейн, чтоб, когда я купался, я своим весом выливал воду, и одновременно поливал это все, цветы, ягоды, овощи. И там будет очень хорошо»,«Буду ужинать по праздникам, есть лобстера, устрицу, шашлык. … Буду смотреть науку два ноль. Есть чипсы, кириешки по субботам». Думаю, специфика представлений детей о взрослости связана с особенностями среды взросления, а это безусловно определяет и специфику формирования и социального, и эмоционального интеллекта детей. 

  • Like 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
  • 0

И в возрастном аспекте, в 2021 году сочинения писали первоклассники, третьеклассники, шестиклассники и девятиклассники и десятиклассники "Дневного пансиона - 84" это еще очевиднее

  • Like 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
  • 0

Светлана Юрьевна, спасибо за ответ!

Я читаю ответы маленьких респондентов и наслаждаюсь) Это настолько интересно!

Спасибо Вам за ваше исследование)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Пожалуйста, войдите, чтобы комментировать

Вы сможете оставить комментарий после входа в



Войти

×