Перейти к содержанию
Форум интернет-конференций ВолНЦ РАН

Вопросы

Уважаемые Светлана Юрьевна и Юлия Алексеевна!

Образовательный туризм - дело дорогостоящее. Кто будет оплачивать поездки: бюджет, спонсоры, состоятельные семьи?

Не будет ли дифференциация детей по школам и семьям?

В советское время школьные экскурсии были постоянной практикой.

Чем отличие образовательный туризм от школьных экскурсий советской школы?

Благодарю. Парахонская Г.А.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

3 ответа на этот вопрос

Recommended Posts

  • 0

Галина Анатольевна, спасибо за очень важные и принципиальные для разработки данной темы вопросы.

Действительно, образовательный туризм требует  материальных затрат со стороны родителей школьников, но объем этих затрат зависит во многом от выбираемых туров, на данный момент ценовой диапазон образовательных туров одной из кампаний нашего города  находится  в интервале примерно от 7000 руб.  до 80000 руб и более. Это зависит от ряда факторов: численность группы, направленность тура, предпочтения учащихся: что они хотели бы посетить, что увидеть, обслуживание на всем протяжении  программы, будет ли это образовательный тур и т.д. В рамках этого диапазона дети,  родители детей, учителя вольны выбирать тот или иной тур.

 Действительно, сложившаяся ситуация  усиливает социальное расслоение, когда для одних детей этот вид совмещения досуговой и образовательной деятельности – доступен, а для других - нет. Но социальное неравенство было всегда, и в современном обществе только усиливается расслоение, и, естественно, это отражается на всех сферах жизни человека, в том числе и на  возможности детьми совершать образовательные туры. Если есть спрос на образовательные туры, то будет и предложение. За прошлый год через нашу кампанию было совершено более 200 образовательных туров.

Действительно, есть нечто общее между советскими школьными экскурсиями и современными образовательными турами: и то и другое имеет образовательную нацеленность, и то и другое – своеобразная форма проведения досуга.   Однако,  различия существенны. Сегодня значительно расширился спектр предлагаемых услуг. Это уже не «сухие» экскурсии, где ребенок «ходит» за экскурсоводом и «слушает», что он говорит. Наши туры, нацелены на то, чтобы дети сами активно участвовали, выступали действующими субъектами: в зависимости от их направленности могли сами «что-то потрогать», что-то «смастерить» здесь и сейчас,  поучаствовать в каких-то опытах, и т.д.   

Растет численность самих кампаний, предлагающих данные услуги, если в России в 2006-2008  годах было не более 45-50 компаний, профилирующих на образовательном туризме, то сегодня – уже больше 200.

На наш взгляд, скорее всего, можно говорить о том, что советские школьные экскурсии сегодня трансформируются в современные образовательные туры, реагируя таким образом на новые запросы общества.

На сегодняшний день существует   такая практика, что поездки такого рода оплачиваются частично. Чаще всего, всю программу образовательную и развлекательную оплачивает государство( в основном выделяются квоты от министерства образования регионального и федерального), а дорожные расходы оплачиваются родителями. Бывают случаи, когда государство оплачивает все расходы.

 Выбор школьников для поездок будет определяться путём распределения выделенных квот: выделяется n-ое количество квот или частично оплаченных программ, они распределяются между образовательными учреждениями и уже там набираются группы по принципу «кто хочет поехать/ кто в состоянии оплатить(если в программе не оплачены дорожные расходы)». При не наборе группы в одном из учреждений, «не занятые» квоты могут быть предложены другому учебному заведению. При не наборе группы снова, ситуация повторяется до тех пор, пока группы не будут укомплектованы.

 
На данный момент, коренное различие между образовательным туризмом и советскими школьными экскурсиями заключается в способах предоставления материала и возможности выбора более широкого спектра направленнности образовательных туров.
Изменено пользователем Юлия Алексеевна Трифонова

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
  • 0

Уважаемая Юлия Алексеевна!

Спасибо за столь содержательный ответ. вы пишите о распределении квот между образовательными учреждениями. Но это может послужить источником коррупции как между образовательными учреждениями, так и внутри них. Как, на ваш взгляд можно этого избежать?

Спасибо. Г.А. парахонская

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
  • 0

Галина Анатольевна, благодарю за столь интересный вопрос.

Вы правы, такая ситуация имеет место быть. 

Как возможно избежать коррупции в такой ситуации? Затрудняюсь ответить однозначно, т.к. не имею квалификации в сфере по борьбе с коррупцией. 

Один из вариантов - это публичная, кристально чистая процедура распределения квот или частично оплаченных программ. К примеру, квоты могут отданы тому учебному заведению, которое проявило себя в рездультате учебной деятельности ( учащиеся имеют значительные награды в различных олимпиадах, конкурсах и пр.) Ещё возможен вариант, когда квоты ( именно полностью оплаченные программы) отдаются предпочтительно тем учебным заведениям, где дети и родители не могут оплатить расходы на поездку ( детские дома,  интернаты и т.д.)  

Если образовательная поездка имеет тематическую направленность, допустим посвящена истории, литературе, искусствам, то вполне рациональным, было бы провести конкурс, в жюри которого, будут компетентные, в сфере тематики поездки, лица.

Усилить контроль за процедурой распределения квот   и ужесточить применяемые санкции к нарушителям.

Я лично была куратором Федеральной программы детского образовательного туризма «Моя Россия. Великий Волжский путь» и столкнулась с такой ситуацией, что многие регионы попросту не могли набрать группу школьников для поездки и мы были вынуждены предлагать квоты близлежащим регионам, которые могут быть заинтересованы в такой программе. Со слов координаторов программы по регионам, вышестоящие органы не  согласовывали поездки в связи с большой занятостью на других проектах, считавшимися более выгодными. 

Среди учебных заведений, в рамках программы, не наблюдалось конкуренции и борьбы за квоты, так как преподаватели были заинтересованы в том, чтобы учащиеся получили такой опыт. 

На мой взгляд, должны произойти изменения в системе вышестоящих органов, чтобы избежать дальнейших проявлений коррупции.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

×