Перейти к содержанию
Форум интернет-конференций ВолНЦ РАН

Вопросы

Виктор Михайлович, спасибо за содержательный материал. В современном меняющемся мире меняется и человек. Как вы считаете является ли появление феномена нарциссизма следствием эгоистичности и амбициозности современных людей?

 

С уважением, Е.С. Тупик

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

1 ответ на этот вопрос

Recommended Posts

  • 0

Добрый день!

Причины нарциссизма могут быть самыми разными. Не говоря о нарциссизме как психопатологии, можно выделить разные причины разных типов "нормального" нарциссизма. Амбициозность и эгоистичность присутствуют всегда, но они могут играть как отрицательную, так и положительную роль. Люди без амбиций не берутся ни за какие трудные дела, люди, которые не любят себя - не любят никого. Но в том случае, который рассматривается в моем материале, есть еще осознанное (и тогда нарциссизм - игра) или неосознанное продвижение себя в коммерческом, политическом или ином смысле, когда для этого нехватает содержательного материала. Я был знаком со многими крупными,  даже выдающимися учеными, музыкантами - они всегда очень просты в общении, в них нет самовлюбленности и, главное, нет ее демонстрации всем окружающим - им это просто не нужно. Они ценят свое содержание и  их ценят за содержание. Они могут позволить себе самокритику, в том числе, публичное признание своих ошибок. А демонстрировать свою принадлежность к элите, особые качества, "звездность" и т.п. надо тогда, когда их достоинств иначе никто не увидит - возможно, их и нет. Солнечная улыбка независимо от ситуации, походка, когда человек "несет себя как драгоценность" и  т.п. - всегда внушают опасение, что перед вами - "пустое место". Но это - для людей, способных и привычных к рефлексии, для которых рефлексия - не особый акт, а  норма восприятия действительности. А "обычного обывателя" (прошу прощения за тавтологию) такое поведение покоряет, "убеждает", что перед ним - действительно выдающийся экземпляр человеческой породы. И тогда "экземпляр" получает коммерческие, политические и прочие "дивиденды", ничего, по существу, никому не отдавая.

По существу, причина такого поведения - конкуренция, как в магазине - чем меньше достоинств у товара, тем более яркая и замысловатая упаковка ему нужна. Нарциссизм становится инструментом маркетинга.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

×