Перейти к содержанию
Форум интернет-конференций ВолНЦ РАН

Вопросы

Ирина Николаевна, благодарю за интересный доклад! В ходе ознакомления с ним возникли вопросы по методике оценки уровня готовности к реализации трудового потенциала:

1) Не могли бы Вы раскрыть подробнее, как именно осуществлялась оценка компонентов готовности по блокам "Здоровье", "Образование" и "Коммуникативные навыки"? По каким вопросам? Как и кем оценивались эти параметры? Только подростками или же привлекались педагоги, медики, родители?

2) Каким образом Вы осуществляли градацию уровня готовности детей к реализации трудового потенциала?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

2 ответа на этот вопрос

Recommended Posts

  • 0

Александра Владимировна,спасибо за вопрос.

Методический инструментарий представлен тремя типами анкет для опроса: 1) детей 14, 15, 16 и 17-летнего возраста, обучающихся в предвыпускных (8, 10 классы) и выпускных (9, 11 классы)[1];

2) их родителей; 3) классных руководителей (с использованием данных медицинских карт образовательной организации).

Включает 3 тематических блока в соответствии с оцениваемыми компонентами. Качественная характеристика представлена на слайде.

Анкеты состоят из трех тематических блоков в соответствии с оцениваемыми компонентами: здоровье, образование, коммуникативная компетентность (умение работать в коллективе, активность, организованность).

Блок «Здоровье» включает комплексную оценку физического развития ребенка, его принадлежность к группе здоровья, данные медицинского анамнеза при наличии диспансерного наблюдения (учительская анкета); оценку нервно-психического развития (мнение родителей), отношение детей к состоянию своего здоровья.

Блок «Образование» содержит оценку родителями качественных характеристик ребенка, проблем его обучения, самооценку детьми собственной успеваемости, мотивации к учебной деятельности, посещению дополнительных занятий, типе образовательной организации.

Блок «Коммуникативная компетентность» включает вопросы родителям и детям о наличии друзей, характере взаимоотношений в семье, помощи родителям в домашних делах, а также вопросы учителям об участии ребенка во внеклассной работе.

Таким образом, при разработке инструментария учтены:

- психологические ограничения исследовательских возможностей подростков, связанные с эмоционально-волевой незрелостью ребенка, который не всегда в состоянии сформировать оценочные суждения и давать достоверные ответы;

- социальные рамки, обусловленные сензитивностью отдельных детских тем, касающихся детско-родительских, межличностных отношений и недостаточным социальным опытом ребенка.

Оценка уровня готовности подростков 14-17 лет к эффективной реализации трудового потенциала (интегральная оценка здоровья, образования и коммуникативных навыков подростков 14 – 17 лет).

Решение этой задачи обеспечивают следующие вопросы:

– 29-37 детской анкеты о состоянии здоровья, мотивации, успеваемости, оценке межличностных отношений;

– 1 – 5 анкеты для родителей (раздел 1) о состоянии здоровья детей, отношении к обучению, развитии коммуникативных навыков;

– вопросы раздела 2 анкеты для педагогов (карты наблюдения) о состоянии здоровья обучающихся[2].

Поскольку предлагаемая методика предназначена для первичной диагностики готовности к реализации трудового потенциала, автором не ставилась задача взвешивания его составляющих (оценок здоровья, образования, коммуникативной компетентности). Тем не менее, при индивидуальном консультировании эти данные могут быть использованы и интерпретированы.

При моделировании шкал для оценки были выделены два диаметрально противоположных значения, выраженных в положительном и отрицательном суждении. Для того, чтобы выявить предрасположенность опрошенных к позитивной или негативной стороне исследуемого явления введены дополнительные пограничные оценки между негативным-усредненным и усредненным-позитивным. Подобная процедура позволяет избежать излишней усредненности в оценке исследуемого объекта. Для обеспечения возможности равного представления данных компонентов в составе интегральной оценки, максимальное и минимальное число баллов, которое можно набрать по каждому блоку, ограничено: 25 и 5, соответственно. По итогам анкетирования каждый респондент может набрать по трём блокам от 15 до 75 баллов. Максимальному уровню готовности к реализации трудового потенциала соответствует 75 баллов (100%).

«Высокий» уровень готовности к реализации трудового потенциала подразумевает гармоничное физическое и нервно-психическое развитие, а также успешную социализацию, которая определяется способностью ребёнка справиться с учебной нагрузкой, выполнять бытовые обязанности и поддерживать конструктивные отношения со сверстниками, членами семьи и другими окружающими.

Уровень «выше среднего» говорит о наличии у ребёнка незначительных проблем в одной из рассматриваемых сфер. Это могут быть проблемы с общением (недостаточно развиты коммуникативные навыки), трудности в усвоении знаний и получении навыков, или функциональные проблемы со здоровьем.

«Средний» уровень характеризуется пограничными состояниями здоровья, значимыми трудностями в обучении, ситуативными проблемами межличностного общения с родственниками и сверстниками.

Уровень «Ниже среднего» свидетельствует о наличии низкого уровня мотивации к школьному обучению, успеваемости, проблемами с усвоением школьной программы, наличием хронических заболеваний, и сформировавшегося социально-неодобряемого поведения[3].

Таким образом, в исследовании разработана методика, позволяющая дать на основе оценки состояния здоровья, уровня образования и коммуникативной компетентности, представление о сформированности у детей старшего школьного возраста основных элементов будущего трудового потенциала.

 

[1]Выбор возрастных границ обусловлен тем, что с 14 лет граждане РФ вступают в трудоспособный возраст.

[2]Сведения о здоровье обучающихся заполняются на основании данных медицинских карт образовательной организации.

[3] Низкий уровень» не применялся в методике, так как выборку составляли обучающиеся старшей школы , прошедшие  индивидуального отбора обучающихся в классы профильного обучения для получения среднего общего. Отбор проводится во всех образовательных организациях области на основании письма Департамента образования Вологодской области №.20-2249/16 от 05.04.2016 «О рекомендациях по введению профильного обучения в системе общего образования Вологодской области».

  • Like 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
  • 0

Ирина Николаевна, благодарю Вас за содержательный ответ!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

×