Перейти к содержанию
Форум интернет-конференций ВолНЦ РАН

Сергей Анатольевич Иванов

Участники конференции
  • Публикаций

    4
  • Зарегистрирован

  • Посещение

Сообщения, опубликованные Сергей Анатольевич Иванов


  1. А Вам, Елена Александровна, спасибо за вопрос (ы). Благодаря им я уже наметил несколько новых линий исследования влияния цифровизации на экономику и в целом на наше общество. Вообще, мне очень нравится эта конференция, ее тематическая структура, сама организация конференции, состав участников. Как-то так получилось, что я первый раз в ней участвую, хотя вообще выступать приходится много. Коллеги подсказали в последний момент. Спасибо им. А особенно - организаторам конференции!


  2. Уважаемая Елена Александровна, по первому вопросу не хочу гадать, тем более, продемонстрировать свои сомнения в методике "Вышки", которая ведет этот мониторинг. Меня тоже немного "напрягает" отсутствие повышающей динамики. "Вышка делает это на федеральном "поле" и обычно все очень профессионально. Должен сказать, что мы, со своей стороны, начали в 2020 году подобный анализ, но на примере Санкт-Петербурга. Цифры мы получили совсем другие (они в прикрепленном файле из презентации с которой я выступал на пленарном заседании последнего Международного форума труда в СПб 17.02.2020  - хоть этот-то Форум успели провести!). Когда заглянете в прикрепленный файл (слайд) увидите, что мы использовали немного другие формулировки вопросов, но в целом они схожи. Но главное, показатели по СПб, как в целом по населению, так и особенно по молодежи, заметно отличаются от средних по РФ. Впрочем это и понятно, в городах, особенно в таком, как СПб (научно-образовательный центр), уровень владения населением цифровыми навыками априори должен быть выше, чем по всему населению РФ. Вот, если бы мы имели данные "Вышки" отдельно по СПб, можно было бы сравнить и дискутировать по поводу методики, выборки и пр. Параметры своих исследований по СПб я знаю.

    Что касается второго Вашего вопроса - о связи степени освоения цифровых навыков и уровня благосостояния населения, то, безусловно, фактор дохода играет в этом свою роль. Чтобы установить уровень корреляции, например, в разрезе регионов России, это можно было бы проверить, если бы были данные об уровне владения населением цифровыми навыками по субъектам РФ (по доходам есть). Но, я не знаю, насколько репрезентативна была выборка опроса "Вышки" для регионов. Мы тоже пока делали опрос только по СПб. Но идея заслуживает того, чтобы ее проверить (как, впрочем, степень влияния и других факторов (возрастная структура населения, доля населения с высшим образованием, структура экономики по ВЭД и пр.). 

    Владение населением СПб навыками работы на ПК февраль 2020.pptx


  3. Цифровизация стимулирует к сожалению и некоторые другие процессы. Я имею в виду не всегда позитивную трансформацию трудовых ценностей. Одной из фундаментальных проблем экономики нашей страны на современном этапе является трансформация трудовых ценностей, снижение ценности труда как такового. Идеологемы советского периода «труд - главная ценность», «труд – источник благосостояния» утрачивают свои позиции в массовом сознании, что обусловлено не только социально-политическими, но и технологическими изменениями.
    Одним из результатов исследований трудовых ценностей, проводимых в моей лаборатории в Санкт-Петербургском государственном университете (я не только работаю в ИПРЭ РАН, но и в СПбГУ, руковожу лабораторией изучения социально-экономических и политических процессов современного общества), стала выявленная тенденция роста удельного веса считающих, что «труд в нашем обществе перестал быть ценностью, поскольку теперь человека уважают не за результаты его труда, а за имеющийся у него доход». По результатам опросов населения Санкт-Петербурга в возрасте от 18 лет доля горожан, имеющих подобные представления, в последние годы устойчиво росла (с 61,0% в 2018г. до 70,4% в 2020г). А, в соответствии с такими представлениями в отношении труда формируются и другие терминальные ценности, определяющие поведение человека в обществе.
    Второй не менее серьезной тенденцией трансформации трудовых ценностей и в целом образа труда как такового становится снижение интереса людей к самореализации на основном рабочем месте. Профессиональный рост в рейтинге ценностей по основному рабочему месту занимает, судя по результатам опросов, одно из последних мест. Это является свидетельством того, что для части современных работников самореализация не связана именно с основным рабочим местом, которое рассматривается лишь, как место зарабатывания денег. Важен и другой аспект этой тенденции – социальный. Снижается ценность общественного признания результатов труда. По данным последнего опроса петербуржцев (2020 г.) лишь 41,8% молодежи в возрасте 18-29 лет считают для себя важным чтобы результаты их труда получали признание коллег по работе. Оценка не только результатов труда, но и отношения к работе, важны лишь для половины молодых петербуржцев в возрасте 18-29 лет (49,1%). Это тоже отчасти влияние цифровизации и открывшейся возможности работать удаленно (от коллектива).
    Третьей из наиболее важных тенденций является утрата в массовом сознании связи карьеры с образованием. Только 29,7 % молодежи 18-29 лет, как показали результаты опроса петербуржцев в 2020 году, согласны с тем, что качество образования влияет на возможности человека для построения успешной карьеры. Фактически это означает, что молодежь перестает воспринимать образование как социальный лифт, ориентируясь на другие приоритеты.

     

    • Like 1

  4. Проблема цифровизации рабочих мест уже стала актуальной для ряда предприятий. Помимо очевидной экономической задачи (повышения производительности труда) она решает важную социально-психологическую задачу - повышение привлекательности рабочих мест на производстве, в промышленности. А это один из путей решения другой задачи - привлечения и закрепления высококвалифицированных специалистов, в том числе молодых выпускников. На петербургских предприятиях есть уже много тому примеров. Однако цифровизация привносит и множество вызовов. В том числе для системы управления. На предприятиях возникают новые феномены - т.н. сетевые  формы человеческого капитала. Интересно, что в настоящий момент дополнительный импульс этому процессу дала ситуация с короновирусом. Работники трудятся в удаленном доступе. Это одна из моделей сетевого распределенного человеческого капитала. Для управленцев встает задача - как им управлять. Как принимать решения не на традиционном совместном совещании  с подчиненными, а в дистанционном режиме. Необходимы: а ) технические сродства коммуникации; б) компетенция управления в удаленном режиме. Последнему пока не учат в системе образования, нет таких модулей в федеральных государственных образовательных стандартах (да и в профессиональных тоже нет). Более того, многие работодатели пока даже не в состоянии сформулировать требования к такой квалификации. Но скоро научатся. Жизнь научит. 

    • Like 1
×