Перейти к содержанию
Форум интернет-конференций ВолНЦ РАН

Светлана Викторовна Хамутовская

Участники конференции
  • Публикаций

    4
  • Зарегистрирован

  • Посещение

Репутация

0 Neutral

Информация о Светлана Викторовна Хамутовская

  • Звание
    Newbie
  1. Политическое участие и политическая активность

    Добрый день, уважаемая Ирина Сергеевна! Благодарю за интерес к теме моего доклада и за вопрос! Ответ на Ваш вопрос содержится в тексте доклада. Из приведенных в докладе определений видно (в том числе определения "политической активности" в шестом абзаце), что политическое участие предполагает наличие политической активности, то есть тех или иных действий со стороны индивидов, социальных групп и общностей, направленных на то, чтобы воздействовать на формирование проводимой правящей группой политики и/или на контроль за ее осуществлением.
  2. о соотношении понятий и протестном политическом участии

    Добрый день, уважаемый Вадим Сергеевич! Благодарю за интерес к теме моего доклада и за вопросы! Если развернуто ответить на поставленные вопросы, может получиться еще один доклад :D. Поэтому постараюсь ответить кратко, но по существу. 1. На мой взгляд, политическое участие предполагает, что индивиды, социальные группы и социально-политические общности включены, главным образом, в систему политико-властных отношений. Гражданское участие в меньшей степени затрагивает систему политико-властных отношений. В большей степени оно направлено на развитие и реализацию гражданских инициатив, в том числе тех, которые выходят за пределы политической сферы жизнедеятельности. Понятие «общественное участие» близко по содержанию понятию «гражданское участие», но чаще проявляется в вовлеченности индивидов, социальных групп и общностей в деятельность организаций и движений третьего (некоммерческого) сектора. 2. Ранее я отвечала, что «высокое» политическое участие при условии сочетания в нем активных и пассивных форм способно, в целом, оказывать скорее положительное влияние на развитие государства, чем отрицательное. В первую очередь, речь шла, конечно, о конвенциональных формах участия. Однако, протестное участие, как правило, предполагает при «низкой» и «средней» степени вовлеченности индивидов, социальных групп и общностей подписание петиций, бойкоты, участие в незаконных демонстрациях, а при «высоком» - участие в акциях протеста и неповиновения, забастовках и т.п., что потенциально может привести к дестабилизации политической системы либо к политическому насилию в ее рамках. Российский исследователь Сафронов В.В. к последнему условно причисляет «перекрытие уличного движения и захват производственных территорий или зданий органов власти, учитывая провоцирующий на репрессии характер таких действий». Мне представляется целесообразным, что в государствах с демократическим политическим режимом участие различных субъектов в политической жизни должно происходить все же посредством соблюдения конкретных демократических норм и процедур. В этом плане разделяю утверждение В. В. Сафронова о том, что «сохранение или крушение демократии зависит от общественных условий и диспозиций людей в той мере, в какой они обусловливают политическое поведение, которое может проявляться либо в формах, не несущих непосредственной угрозы режиму …, либо в акциях, выходящих за рамки демократических процедур, – политическом протесте и насилии, направленных на изменение режима». В данном случае протестное участие будет иметь скорее деструктивное значении по отношению к политической системе. Но относительно государств с иными политическими режимами, следует отметить, что протестное поведение гипотетически способно быть направленным на качественно новое изменение режима и, как следствие, на поиск политической системой новой «точки равновесия». Источник цитат: Сафронов В.В. Потенциал протеста и демократическая перспектива // Журнал социологии и социальной антропологии. — 1998.— Т 1. — номер 4. — С. 116-130
  3. Вопрос о выборке

    Добрый день, уважаемая Владлена Владимировна! Спасибо за интересный доклад! Подскажите, пожалуйста, чем было обусловлено включение в выборку социологического опроса избирателей только в возрасте от 20 до 52 лет? Учитывалось ли каким-то образом мнение избирателей в возрасте от 18 до 20 лет и в возрасте от 53 лет и старше? Спасибо!
  4. ваше мнение о политическом участии

    Здравствуйте, уважаемая Ксения Евгеньевна! Спасибо за интерес к теме моего доклада и за вопрос! На мой взгляд, «высокое» политическое участие граждан при условии сочетания в нем активных и пассивных форм способно, в целом, оказывать скорее положительное влияние на развитие государства, чем отрицательное. К тому же, чтобы сохранить устойчивость конкретной политической системы, баланс в отношениях правящей элиты и общества, целесообразно, чтобы политическое участие, выражающееся в той или иной форме активных действий, носило цикличный характер. В этом плане мне близка точка зрения американских политологов Г. Алмонда и С. Вербы, указывающих в работе «Гражданская культура и стабильная демократия», что, «хотя норма, требующая от человека участия в общественных делах, широко распространена, активное участие в них отнюдь не является наиболее важной формой деятельности для большинства людей. Оно не является ни основным их занятием в свободное время, ни главным источником удовлетворения, радости и волнения». Однако, когда возникают какие-то острые вопросы, граждане включаются в политику, правящие элиты «отвечают» на требования и граждане на какое-то время «отходят» от политики. В результате, во-первых, «в пределах каждого цикла ощущение гражданином собственной влиятельности усиливается; одновременно система приспосабливается к новым требованиям и таким образом демонстрирует свою эффективность. А лояльность, порожденная участием и эффективной деятельностью, может сделать систему более стабильной в целом». А во-вторых, «высокая» включенность и активность сменяются «средней» и «низкой» (чтение о политике в газетах, просмотр сюжетов по телевидению, подписание петиций, обсуждение политических проблем с друзьями, знакомыми и родственниками и т.п.), что, в свою очередь, в определенной степени позволяет не допускать "перенапряжения" политической системы. Источник цитат: Алмонд Г., Верба С. Гражданская культура и стабильная демократия / Г. Алмонд, С. Верба // Политические исследования. – 1992. – № 4. – С 122-134.
×