Перейти к содержанию
Форум интернет-конференций ВолНЦ РАН

Артём Анатольевич Шаламов

Участники конференции
  • Публикаций

    2
  • Зарегистрирован

  • Посещение

Сообщения, опубликованные Артём Анатольевич Шаламов


  1. 5 часов назад, Галина Валентиновна Леонидова сказал:

    Добрый день, Артем Анатольевич! Спасибо за доклад и интерес к исследованиям наших сотрудников (М. Морев, А. Шабунова). Вопрос вот в чем, чем будет отличаться Ваша методика от тех, которые Вы перечислили? Спасибо!

    Здравствуйте, Галина Леонидовна. Спасибо за ваш вопрос.

    Полагаю, на данном этапе моего подхода к проблеме в самой методике моего исследования нет фундаментальных или критически важных отличий от перечисленных в докладе подходов и в частности, от упомянутых вами работ М. Морева и А. Шабуновой. В данных и других работах по проблематике социального здоровья возможно найти описание и аргументацию методов изучения социального здоровья, которые включают в себя характеристики индивида, т.е. его степень адаптированности к чему-либо, его социальное настроение и восприятие, что интересовало меня в разрезе исследования с.з. (социального здоровья) молодёжи, а не всего общества в целом. Далее, опираясь на данные методы и их аргументацию, я считаю нужным, в частности, использовать в своём исследовании не только перечисленные, например, в работах М. Морева и А. Шабуновой (Шабунова А. А., Морев М. В. Разработка методологического подхода к изучению социального здоровья как индикатора общественного развития) показателито есть, социальное восприятие (оценка деятельности органов власти и пр.), социальное настроение и уровень самоубийств, но и дополнительно сконцентрироваться на предложенных мной показателях, выражающихся в оценке изменений в сферах коммуникации, культуры и досуга. Причина данного скорее ситуативно-обусловленного условиями пандемии отличия заключается, во-первых, в труднодоступности или практической недоступности, отсутствии объективных статистических данных (уровень смертности от суицида, например, в молодёжной среде за относительно короткий промежуток времени от начала пандемии), и во-вторых, самими свойствами и характеристиками объекта исследования, т.е. молодёжи, которую характеризует особая степень включённости в коммуникативные, культурно-досуговые и образовательные процессы. Помимо этого, очевидным является то, что воздействие, оказанное на вышеперечисленные сферы событиями т.н. "эпохи коронавируса" неизбежно повлечёт за собой и воздействие на социальное здоровье молодёжи, и я полагаю, данный аргумент также позволяет в случае с исследованием с.з. молодёжи опираться на эти показатели, вместе с опорой на уже разработанные методики и проведённые исследования. Также к вышеобозначенному возможно добавить, что масштаб моего планируемого исследования позволит отследить через изучение с.з. не развитие общества в целом, что предполагается в методике, над которой работают названные вами авторы, а скорее характеристику адаптации объекта моего исследования к изменениям в обществе, которые повлекла за собой пандемия коронавируса. В то же время, для меня представляется интересным соотношение предложенных мной в докладе показателей с теми же показателями социального настроения и социального восприятия, а не концентрироваться исключительно на отдельных сферах жизни общества и молодёжи, так как я предполагаю обнаружить наличие тех или иных взаимосвязей между вышеперечисленными показателями.

    С уважением, Шаламов А. А.

    • Like 1
    • Thanks 1

  2. 6 часов назад, Лейла Натиговна Нацун сказал:

    Артём Анатольевич, спасибо Вам за интересный доклад! Могли бы Вы пояснить, как соотносятся между собой компоненты социального здоровья, которые Вы перечислили в докладе (6 пунктов) и показатели, с помощью которых Вы предполагаете оценить состояние социального здоровья молодёжи (12 перечисленных показателей)? Каким образом Вы предполагаете совместить в исследовании методики измерения уровня и качества жизни, социального настроения и социального самочувствия? Будете ли Вы разрабатывать методику для расчёта интегрального показателя социального здоровья молодёжи или предполагаете использовать для этого систему показателей, характеризующих его отдельные компоненты?

    Заранее благодарю Вас за ответы!

    Здравствуйте, Лейла Натиговна, благодарю за вопрос. 

    6 перечисленных пунктов связаны с тем подходом к социальному здоровью, который предполагает изучать с.з. (социальное здоровье) в качестве характеристики, присущей отдельному индивидууму, а не обществу в целом.  С моей точки зрения, выделение этих шести пунктов позволяет несколько детализировать и углубить изучение социального здоровья в случае с молодёжью как объектом исследования, то есть, основываясь на этих пунктах, я выделил и конкретизировал те показатели индивидуального социального здоровья, которые являются объективно важными и значимыми для молодёжи как социально-демографической группы общества, в частности - дополнил широко применяемые для изучения с.з. показатели (оценка социально-экономической и общественно-политической ситуации; оценка материального положения; оценка деятельности структур власти; доверие государственным и общественным институтам; социальное настроение; уровень счастья; протестный потенциал; социальные ценностные установки) показателями, которые, с моей точки зрения, позволят получить информацию о воздействии текущих социальных изменений, которые влечёт за собой ситуация пандемии, на важные именно для молодёжи сферы жизни общества (оценка изменений в процессах коммуникации; оценка трансформаций в образовательных и культурно-досуговых процессах; оценка потенциала социальной мобильности; оценка степени включённости в значимые для индивида социальные отношения и процессы). То есть, возвращаясь к соотношению, обозначенному в вашем вопросе: оценка индивидом своей включённости в общество соотносится с оценкой включённости в значимые для данного индивида общественные отношения и процессы, в случае с молодёжью это выражается в возможностях и способностях общения, в возможностях принимать участие в каких-либо объединениях, группах, движениях; адаптивная и преобразующая деятельность личности - в данном случае я посчитал нужным отследить степень и характер адаптации к изменениям, произошедшим посредством пандемии в сферах образования, культуры и досуга (оценка трансформаций в образовательных и культурно-досуговых процессах), к изменениям, произошедшим в процессах коммуникации (оценка изменений в процессах коммуникации). И наконец, пункт о потенциале социальной мобильности соотносится с показателем "оценка потенциала социальной мобильности". В данном случае отслеживается восприятие индивидом соотношения между его целями, планами, жизненной стратегией и доступными ему средствами, позволяющими или не позволяющими ему достичь желаемого социального статуса или сохранять собственное благополучие, если достижение такого статуса для индивида состоялось. Я полагаю, что механизмы и процессы социальной мобильности, которые особенно важны для молодёжи, также испытали определённое влияние со стороны изменений в т. н. "эпоху коронавируса", и при изучении социального здоровья молодёжи необходимо учитывать эти изменения, т.к. потенциал социальной мобильности является компонентом изучаемого явления.

    Далее, при совмещении в исследовании методик изучения уровня и качества жизни, соц. самочувствия и соц. настроения я исходил из факта взаимосвязанности данных компонентов (уровень жизни, соц. настроение и др.), таким образом, их совмещение при исследовании социального здоровья мне представляется необходимым. В то же время в настоящий момент я как раз работаю над поиском эффективного способа их именно совмещения, а не простого соприсутствия в исследовании.

    Касаемо последней части вашего вопроса я склоняюсь скорее к использованию системы показателей, поскольку данное исследование видится мне в качестве начального этапа, призванного помочь мне выработать, испытать и в случае возникновения необходимости переработать или детализировать способ использования вышеупомянутых инструментов изучения социального здоровья молодёжи в целях проведения в дальнейшем более масштабных, детализированных и более всеобъемлющих исследований с.з. молодёжи как социально-демографической группы общества. Помимо этого, использование системы показателей, характеризующих отдельные компоненты явления социального здоровья на данном этапе кажется мне более удобным, т.к. отсеивание или переработка тех или иных отдельных показателей, в т. ч. предложенных мной, с использованием системы показателей, а не одного интегрального показателя с. з. выглядит более целесообразным. Тем не менее, я предполагаю, что возникновение каких-либо наработок в процессе исследования позволит мне в дальнейшем более адекватно и эффективно сконструировать интегральный показатель социального здоровья молодёжи при возникновении такой необходимости.

    Ещё раз благодарю за ваш вопрос, с уважением, Шаламов А. А.

    • Thanks 1
×