Перейти к содержанию
Форум интернет-конференций ВолНЦ РАН

Ирина Николаевна Разварина

Участники конференции
  • Публикаций

    12
  • Зарегистрирован

  • Посещение

Репутация

1 Neutral

Информация о Ирина Николаевна Разварина

  • Звание
    Member
  1. предложения и рекомендации

    Екатерина Петровна, спасибо за вопрос. Одним из важнейших компонент потенциала детей является здоровье. Несмотря на активную законотворческую деятельность, разработку типовых программных документов по формированию и развитию потенциала детского населения, в частности потенциала здоровья, одной из ведущих проблем является несогласованность решений органов управления федерального, регионального и муниципального уровней и, как следствие, не всегда эффективное межведомственное взаимодействие организаций на муниципальном уровне в деятельности по здоровьесбережению детей. Исходя из этого, предложен дополняющий комплекс мер по сохранению и повышению здоровья детского населения на всех уровнях власти. На федеральном уровне: 1. При разработке научно обоснованной политики и стратегии в области материнства и детства, сформировать нормативно-правовую базу, регламентирующую механизм межведомственного взаимодействия и вклад каждого ведомства в формирование потенциала детского населения. 2. Повышение уровня реальных зарплат и создание рабочих мест с высоким уровнем оплаты труда, так как уровень материального обеспечения семьи является важным фактором формирования потенциала детей. 3. Расширение государственной поддержки проведения фундаментальных научных исследований, целенаправленное изучение опыта, адаптация и внедрение передовых технологий в области охраны здоровья семьи, материнства и детства[1]. На региональном и ведомственном уровнях: На уровне Правительства области: 1. Принятие нормативно-правовых актов в соответствии с перечнем приоритетных задач в сфере формирования потенциала детского населения. Например, создание координационного совета по демографической политике и формированию здорового образа жизни в Вологодской области. Основная цель – согласование деятельности органов государственной власти области и иных органов и организаций на подведомственной территории. Подобные советы созданы в Ярославской[2] , Воронежской, Ульяновской областях[3]. 2. Расширение финансовой и организационной поддержки медико-социологических-педагогических исследований целевых групп детского населения. 3. Обеспечение дополнительного финансирования, а также выделение средств на расширение профилактического направления в системе здравоохранения отдельной строкой в бюджете. 4. Расширение перечня мер социальной поддержки малоимущим слоям населения. Совершенствование механизма оказания адресной государственной социальной помощи населению, использование технологий, направленных на активизацию внутреннего потенциала человека (таких как социальный контракт)[4]. На уровне Департамента здравоохранения, образования, социального развития области и подведомственных организаций: 1. Продолжение разработки и реализации региональных программ развития образования, здравоохранения, социальной поддержки, направленных на создание инфраструктуры, необходимой для сохранения и укрепления здоровья детей[5] 2. Учет рисков при организационных преобразованиях в системе здравоохранения, образования, социальной защиты и изменениях функционала ряда служб, (например, вывод за штат медицинских работников образовательных организаций). 3. Расширение применения современных организационных технологий медицинской помощи детям на амбулаторно-поликлиническом уровне (медико-социальные отделения, кабинеты). 4. Разработка типового проекта концепции здоровьесбережения для образовательных организаций, которая учитывает специфику их деятельности. 5. Включение в перечень критериев оценки деятельности образовательных организаций при их лицензировании и аккредитации показатели по формированию здорового образа жизни, профилактике правонарушений среди обучающихся, воспитанников. 6. Совершенствование механизма повышения квалификации медицинских, педагогических, социальных работников с учетом инновационных отечественных и зарубежных практик для реализации межведомственного взаимодействия в формировании потенциала детского населения. Комплексный подход к развитию потенциала ребенка, включающий взаимодействие с семьей ребенка, его ближайшим окружением расширит спектр воздействия на факторы риска. Использование предложенных рекомендаций позволит усовершенствовать организацию профилактических мероприятий, будет способствовать созданию благоприятных условий формирования потенциала детского населения. .
  2. Вопросы по методике

    Александра Владимировна,спасибо за вопрос. Методический инструментарий представлен тремя типами анкет для опроса: 1) детей 14, 15, 16 и 17-летнего возраста, обучающихся в предвыпускных (8, 10 классы) и выпускных (9, 11 классы)[1]; 2) их родителей; 3) классных руководителей (с использованием данных медицинских карт образовательной организации). Включает 3 тематических блока в соответствии с оцениваемыми компонентами. Качественная характеристика представлена на слайде. Анкеты состоят из трех тематических блоков в соответствии с оцениваемыми компонентами: здоровье, образование, коммуникативная компетентность (умение работать в коллективе, активность, организованность). Блок «Здоровье» включает комплексную оценку физического развития ребенка, его принадлежность к группе здоровья, данные медицинского анамнеза при наличии диспансерного наблюдения (учительская анкета); оценку нервно-психического развития (мнение родителей), отношение детей к состоянию своего здоровья. Блок «Образование» содержит оценку родителями качественных характеристик ребенка, проблем его обучения, самооценку детьми собственной успеваемости, мотивации к учебной деятельности, посещению дополнительных занятий, типе образовательной организации. Блок «Коммуникативная компетентность» включает вопросы родителям и детям о наличии друзей, характере взаимоотношений в семье, помощи родителям в домашних делах, а также вопросы учителям об участии ребенка во внеклассной работе. Таким образом, при разработке инструментария учтены: - психологические ограничения исследовательских возможностей подростков, связанные с эмоционально-волевой незрелостью ребенка, который не всегда в состоянии сформировать оценочные суждения и давать достоверные ответы; - социальные рамки, обусловленные сензитивностью отдельных детских тем, касающихся детско-родительских, межличностных отношений и недостаточным социальным опытом ребенка. Оценка уровня готовности подростков 14-17 лет к эффективной реализации трудового потенциала (интегральная оценка здоровья, образования и коммуникативных навыков подростков 14 – 17 лет). Решение этой задачи обеспечивают следующие вопросы: – 29-37 детской анкеты о состоянии здоровья, мотивации, успеваемости, оценке межличностных отношений; – 1 – 5 анкеты для родителей (раздел 1) о состоянии здоровья детей, отношении к обучению, развитии коммуникативных навыков; – вопросы раздела 2 анкеты для педагогов (карты наблюдения) о состоянии здоровья обучающихся[2]. Поскольку предлагаемая методика предназначена для первичной диагностики готовности к реализации трудового потенциала, автором не ставилась задача взвешивания его составляющих (оценок здоровья, образования, коммуникативной компетентности). Тем не менее, при индивидуальном консультировании эти данные могут быть использованы и интерпретированы. При моделировании шкал для оценки были выделены два диаметрально противоположных значения, выраженных в положительном и отрицательном суждении. Для того, чтобы выявить предрасположенность опрошенных к позитивной или негативной стороне исследуемого явления введены дополнительные пограничные оценки между негативным-усредненным и усредненным-позитивным. Подобная процедура позволяет избежать излишней усредненности в оценке исследуемого объекта. Для обеспечения возможности равного представления данных компонентов в составе интегральной оценки, максимальное и минимальное число баллов, которое можно набрать по каждому блоку, ограничено: 25 и 5, соответственно. По итогам анкетирования каждый респондент может набрать по трём блокам от 15 до 75 баллов. Максимальному уровню готовности к реализации трудового потенциала соответствует 75 баллов (100%). «Высокий» уровень готовности к реализации трудового потенциала подразумевает гармоничное физическое и нервно-психическое развитие, а также успешную социализацию, которая определяется способностью ребёнка справиться с учебной нагрузкой, выполнять бытовые обязанности и поддерживать конструктивные отношения со сверстниками, членами семьи и другими окружающими. Уровень «выше среднего» говорит о наличии у ребёнка незначительных проблем в одной из рассматриваемых сфер. Это могут быть проблемы с общением (недостаточно развиты коммуникативные навыки), трудности в усвоении знаний и получении навыков, или функциональные проблемы со здоровьем. «Средний» уровень характеризуется пограничными состояниями здоровья, значимыми трудностями в обучении, ситуативными проблемами межличностного общения с родственниками и сверстниками. Уровень «Ниже среднего» свидетельствует о наличии низкого уровня мотивации к школьному обучению, успеваемости, проблемами с усвоением школьной программы, наличием хронических заболеваний, и сформировавшегося социально-неодобряемого поведения[3]. Таким образом, в исследовании разработана методика, позволяющая дать на основе оценки состояния здоровья, уровня образования и коммуникативной компетентности, представление о сформированности у детей старшего школьного возраста основных элементов будущего трудового потенциала. [1]Выбор возрастных границ обусловлен тем, что с 14 лет граждане РФ вступают в трудоспособный возраст. [2]Сведения о здоровье обучающихся заполняются на основании данных медицинских карт образовательной организации. [3] Низкий уровень» не применялся в методике, так как выборку составляли обучающиеся старшей школы , прошедшие индивидуального отбора обучающихся в классы профильного обучения для получения среднего общего. Отбор проводится во всех образовательных организациях области на основании письма Департамента образования Вологодской области №.20-2249/16 от 05.04.2016 «О рекомендациях по введению профильного обучения в системе общего образования Вологодской области».
  3. Спасибо,Ксения Александровна,за идею.Я думаю,что есть перспектива у этого направления.
  4. Анна Алексеевна, спасибо за интересный и актуальный доклад. Скажите, пожалуйста, как Вы понимаете термины"осознанное материнство" и "осознанное родительство"? Какова роль государства в формировании у молодежи ценности создания семьи, рождения и воспитания детей?
  5. Анна Алексеевна, спасибо за интересный и актуальный доклад. Скажите, пожалуйста, как Вы понимаете термины"осознанное материнство" и "осознанное родительство"? Какова роль государства в формировании у молодежи ценности создания семьи, рождения и воспитания детей?
  6. Спасибо, Александр Павлович за вопрос. Я думаю,что очень важно пересмотреть содержательную составляющую учебного материала, структурировать информацию,видоизменять формат изложения, применять яркие четкие и наглядные презентации с понятными образами,запоминающимися формулировками.Причем обязательно использовать как традиционные методы, так и новые разработки, например e-leaning, что повысит результативность обучения и значительно улучшит уровень подготовки обучающихся.И еще, учебный процесс должен представлять не идеальные представления об окружающем мире,а реальность настоящего времени.
  7. Ксения Александровна, спасибо за вопрос. Диагностика готовности по представленной методике представляет собой интегральную оценку ,которая показала,что в целом дети 14-17 лет готовы к реализации своего трудового потенциала в будущем. Качественная характеристика позволила выявить те области в которых дети недостаточно компетентны.Например, по данным опроса только треть (29%) детей знают, какую профессию хотели получить; не определились – 37%, сомневаются в своем выборе еще 36%. Всего две трети детей владеют информацией об образовательных организациях среднего и высшего профессионального образования. Не имеют данных – 13%, что позволяет сделать вывод о недостаточно организованной профориентационной работе в школах области. Практический выход из данной ситуациии-это совершенствование системы взаимодействия между образовательными, медицинскими организациями, семьей с целью создания условий для осознанного выбора молодыми людьми будущей профессии
  8. Вопрос

    Спасибо, Елена Сергеевна, за вопрос. Я думаю, что положительный зарубежный опыт семейной политики может быть использован в нашей стране при условии адаптации. Основные проблемы, стоящие перед российской семьей, по-прежнему имеют материальный характер. Поэтому одной из важнейших задач семейной политики становится создание условий для экономической самостоятельности семьи. Большинство развитых стран усиливают меры помощи семьям или вводят их, если их не было. Причем опыт проведения семейной политики в разных странах мира показывает, что для повышения результативности мер социальной поддержки важно: - привести правовое регулирование семейной политики в соответствие с международными конвенциями. - устранять не только последствия социального неблагополучия семьи, но и минимизировать его факторы; -активно развивать внутренний потенциал семьи, например, используя социальный контракт.
  9. О типах семейной политики

    Спасибо, Александра Владимировна, за вопрос! Подходы к семейной политике в разных странах мира неодинаковы. Они зависят от различий в исторических традициях, современных представлениях о взаимодействии государства и семьи. В свою очередь это оказывает влияние на практическую реализацию и является основанием для типологизации режимов семейной политики. Один из примеров – классическая: 1. Либеральный режим, предполагает оказание поддержки и семьям по "остаточному" принципу, то есть наиболее нуждающимся, эта модель наблюдается в англоговорящих странах. 2. При социально-демократическом режиме пособия и услуги распределяются всем на равных условиях (Швеция, Нидерланды). 3. Корпоративистский режим позволяет предоставлять дополнительные блага пропорционально вкладу граждан в национальную экономику и затем распространять на все общество в целом (Франция, Германия, Япония). Семейная политика в Российской Федерации включает элементы различных моделей. В настоящее время идут поиски адекватного варианта, так как принятые ранее концепции и программы уже не в полной мере отвечают современным потребностям общества и семьи. В ежегодных посланиях Президента РФ Федеральному Собранию говорится о том, что будущее политики во всех сферах связано с решением демографических проблем, что предполагает развитие семьи как социального института и совершенствование взаимодействия государства с ним. Эти меры необходимы для решения не только проблем семьи, но и использования ее потенциала, что делает необходимой семейную политику как особое направление социальной политики государства.
  10. О фостерных семьях

    Спасибо,Ольга Алексеевна!
  11. Здравствуйте, Сергей Валерьевич! Спасибо за интересный информативный доклад. Скажите, пожалуйста, как Вы оцениваете итоги круглого стола «О внесении изменений в семейное законодательство в связи с поручением Президента Российской Федерации от 5.08.2017 Пр-1526»? Что, по Вашему мнению, является приоритетным в семейной и демографической политике для укрепления традиционных семейных ценностей?
  12. Здравствуйте, Ольга Алексеевна! Спасибо за интересную статью. Скажите, пожалуйста, как Вы относитесь к практике фостерных семей в России и зарубежных странах?
×