Перейти к содержанию
Форум интернет-конференций ВолНЦ РАН

Вопросы

Здравствуйте! 

В своей статье Вы поднимаете актуальную тему потребления модификаций тела. Ж. Бодрийяр, как один из основателей концепции общества потребления, говорит о том, что тело в современном обществе становится  "самым прекрасным продуктом потребления". Статус тела, по мнению Бодрийяра,  есть факт культуры. "Однако, какая бы культура ни была, способ организации отношения к телу отражает способ организации отношения к вещам и социальные отношения".

Скажите, пожалуйста, не приведет ли тенденция массовой модификации тела к распространению мнения о теле как вещи с" красивой упаковкой", и снижению ценности духовного и культурного наполнения тела человека? 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Recommended Posts

  • 0

Здравствуйте!Приятно, что моя работа вызвала у Вас интерес. Спасибо за вопрос!
Прежде всего следует разграничить модификаций тела: а) пластические операции, бодибилдинг, фитнес, практики питания и т.д.; б) пирсинг, тату, скарификация и т.п.; а также обратить внимание на специфику современного социокультурного пространства.
В первом случае (пластическая хирургия, бодибилдинг и т.д.) тело модифицируется в связи с принимаемыми большинством канонами красоты, которые коррелируют с представлениями о пропорциональности, здоровье, молодости. В условиях культуры современного общества, тело человека (который потребляет указанные услуги по модификации тела) трансформируется в стандартизированное изображение (имеет красивую упаковку, как Вы отметили) , если угодно – в симулякр.
Такие виды модификаций тела, как тату и пирсинг, более связаны с индивидуализацией, т.е. со стремлением контролировать свое тело и выразить себя посредством телесных символов, скорее в отрыве от современного потребительского общества.
Таким образом, пирсинг, татуировка и т.п. воспринимаются как выражение идентичности, тогда как косметическая хирургия – как способ реализации идентичности (достижения внешнего образа, к которому человек стремится).
Однако нельзя рассматривать модификации тела в отрыве от культуры, поскольку данные практики имеют смысл среди членов общества, в котором они распространены, а также наполняются смыслом в сложных сетях социальных взаимодействий. 
Модификации тела (независимо от метода и результата) подкрепляются осознанным выбором личности, а также выступают в качестве механизма присоединения к другим (чувство сопричастности, принадлежности). По мере того, как индивиды социализируются, они последовательно усваивают нормативные ожидания общества, а также стремятся или не стремятся соответствовать им. Хотя индивидуальные мотивы и типы модификаций могут быть разными, что является нормальным и уместным или ненормальным и неуместным в конкретном обществе, отражают распространенность тех или иных видов в большей или меньшей степени, а также уровень их восприятия.

"Наполнение" тела человека трансформируется соответственно доминирующим нормам и ценностям в конкретном социокультурном пространстве.
 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Пожалуйста, войдите, чтобы комментировать

Вы сможете оставить комментарий после входа в



Войти

×
×
  • Создать...