Перейти к содержанию
Форум интернет-конференций ВолНЦ РАН

Наталия Николаевна Шестакова

Участники конференции
  • Публикаций

    27
  • Зарегистрирован

  • Посещение

Репутация

3 Neutral

Информация о Наталия Николаевна Шестакова

  • Звание
    Member
  1. Уважаемая Марина Ивановна! Благодарю Вас за внимание к моему докладу. Действительно, сегодня вопрос о влиянии дистанционного формата на качество образования активно дискутируется в научной литературе и публичном поле. Большая часть авторов, и я присоединяюсь к их числу, сходится во мнении относительно ухудшения этого качества в силу целого ряда причин. Что касается расширения доступности образовательных услуг в on-line формате, то это, как правило, справедливо. Однако не следует забывать об ограничениях доступа к сети Интернет в провинции и на отдаленных территориях.
  2. Уважаемый Сергей Юрьевич! С любопытством готовилась к знакомству с Вашей статьей, но оказалась немного разочарована. От представленного материала сложилось впечатление набора "подходящих по теме" фактов и ссылок, без какой-либо Вашей оценки. Между тем, в профильной литературе, равно как и в публичном поле, сейчас обсуждаются различные вопросы, и, в первую очередь, качества получаемого посредством "инновационных технологий" образования. Прокомментируйте, пожалуйста, обе позиции: Ваша личная оценка применения цифровых технологий в обучении, а также обеспечение качества получаемого в таком формате образования.
  3. Уважаемая Наталья Сергеевна! Хочу присоединиться к вопросу коллеги М.В.Свириденко. Вам следует разобраться категориях "человеческий потенциал" и его структура, а также выявить его отличие от понятия "кадровое обеспечение научно-технологического развития", которое собственно и описано в Вашей статье.
  4. Уважаемые Ольга Юрьевна, Татьяна Олеговна! С интересом познакомилась с вашим текстом. Позволю себе дать небольшой совет: вам наверняка будет интересно познакомиться с отчетами компании Delloit за разные годы, которая как раз - в русле исследования тенденций развития человеческого капитала - изучает и такие актуальные его проблемы как переход экономике талантов. Надеюсь, эти материалы не только подтвердят верность и актуальность выбранного вами пути исследований, но и окажутся полезными в дальнейшем.
  5. Вопрос

    Уважаемая Светлана Сергеевна! Благодарю Вас за проявленное к моему докладу внимание. Если обращаться к национальным особенностям, снижающим уровень социальности экономики, то речь должна вестись, как минимум, о трех моментах. Во-первых, это национальный менталитет: ведь известно, что в нашей стране *строгость законов зачастую компенсируется необязательностью их исполнения*. Это справедливо и в отношении налоговых отчислений работодателей, предоставлении положенных выплат и услуг социального характера и проч. Второй момент также вполне традиционен для национальной экономики: недостаток финансовых средств для покрытия всей совокупности соответствующих нужд. Примером может служить, в частности, система пенсионного обеспечения. И момент третий, пространственный. Специфика обширного пространства нашей страны определяет несовершенство и сложность управления им, в том числе и при реализации целей социального свойства. Впрочем, перечисленные мною аспекты не представляют собой исчерпывающего перечня.
  6. цифровизация образования

    Уважаемый Константин Викторович! Представленный Вами материал (2,5 страницы) вызвал у меня массу вопросов. Во-первых, не видите ли Вы разницы между on-line обучением и on-line образованием? В первом абзаце на с.2 они используются как синонимы. Во-вторых, в абзаце "К основным факторам развития онлайн-обучения в России является территориальная удаленность образовательных центров от широкого круга обучающихся, наличие доступа к широкополосному интернету и государственная и общественная поддержка проектов" (с.3) отсутствует какой-либо смысл. В-третьих, в последнем абзаце на с.3 Вы приводите только некоторые "условно" позитивные последствия цифровизации в сфере образования. Однако это не так: существует еще масса последствий негативного свойства. И все они (и положительные, и отрицательные последствия) распространяются не только на "россиян"... Прокомментируйте, пожалуйста. С уважением, Шестакова Наталия Николаевна
  7. Вопрос

    Марина Анатольевна, благодарю Вас за интерес к заявленной мною теме. Ответ на Ваш вопрос есть и он достаточно давно известен. Страной с "самой социально ориентированной экономикой" была и остается Швеция. Что касается государств с наименьшей социальной ориентацией, то тут однозначного ответа нет. Например, в Китае, экономика которого сегодня развивается, пожалуй, все еще самыми высокими темпами, и который, соответственно, мог бы обеспечить достаточно широкое покрытие социальных нужд населения, до сих пор система пенсионного обеспечения не распространяется на большую часть населения. К сожалению, и в нашей стране в постперестроечный период значительная часть социальных благ для населения оказалась утраченной.
  8. баланс "семья - работа"

    Уважаемая Алена Леонидовна! Понимая, что представляемые Вами выводы относятся к результатам конкретного социологического исследования, тем не менее, возникают, по меньшей мере два вопроса. Первый. Если обратиться к сфере, например, образования как одной из наиболее пострадавших от пандемии, то многие исследователи приводят широкий перечень проблем, возникших на фоне перевода образовательного процесса в дистанционной формат. В частности, преподаватели массово отмечали (жаловались) на размывание грани между работой и приватной жизнью; студенты констатировали сложности с самоорганизацией и мотивацией к обучению. Подобные сложности (утрата четких границ рабочего времени, некомфортные условия для работы именно в силу присутствия дома и проч.) обозначали и работники других специальностей, работающих в удаленном формате. Вы полагаете, что поименованные и подобные факторы действительно свидетельствуют о возросшем уровне удовлетворенности работников своим трудом? И связанный с предыдущим вопрос второй. Не пытались ли сравнивать результаты, полученные Вами, с результатами других исследований? С уважением, Шестакова Наталия Николаевна
  9. Перспективы применения

    Уважаемая Татьяна Сергеевна! Благодарю Вас за интерес, проявленный к моему докладу. Дело в том, что индекс инклюзивного развития был внедрен в практику оценки продвижения государств в направлении экономического прогресса сравнительно недавно: менее пяти лет назад. Он используется для целей межстранового сравнения. Однако, очевидно, что для достижения этой цели индекс должен - по одной и той же методике - быть рассчитан на национальном уровне или в каждом из сравниваемых государств. Что касается перспектив регионального использования индекса, то подобного рода опыт уже имеется: он реализован на примере субрегиона СПЕКА (Специальной программы Организации Объединенных Наций для экономик Центральной Азии).
  10. Уважаемая Ольга Григорьевна! С интересом ознакомилась с Вашей статьей. Однако в ходе прочтения у меня возникли следующие вопросы. Во-первых, из текста не очень просматривается различие между категориями "инновационное развитие"и цифровизация". Во-вторых, не могли бы Вы пояснить, приведенные на с. 3 базовые компетенции ЛПР в высокотехнологичном секторе являются авторской разработкой? Или же они позаимствованы откуда-то? Заранее благодарю Вас за ответ. С уважением, Шестакова Наталия Николаевна
  11. Уважаемая Олеся Игоревна! Скачала Вашу статью, заинтересовавшись актуальным названием. Однако не смогла обнаружить в ней чего-либо нового. Дело в том, что высказывания типа "В эпоху цифровизации качество профессиональной подготовки приобретает независимый характер оценки результатов обучения" (с. 2) или "Сотрудничество с работодателем на протяжении всего обучения в вузе позволит будущему специалисту не только получить практические навыки в области цифровой экономики, но и быть готовым к изменяющимся требованиям к определенной профессии на современном рынке труда" (с. 3) имеют хождение в научной литературе уже достаточно давно. Скажем так, они были широко распространены и в "доцифровую эпоху" А утверждение "Помимо указанного влияния воздействие цифровизации экономики на развитие занятости населения проявляется через формирование новых требований к профессиям, умениям, навыкам и характеру трудовой деятельности" (с. 2) не нашло в тексте своего подтверждения. Что касается цифровых компетенций, то если Вы посмотрите отчеты Deloitt, касающиеся перспективных компетенций работников, то обнаружите, что цифровые компетенции там вообще отсутствуют: они подразумеваются по умолчанию. Не могли бы Вы прокомментировать свою позицию. С уважением, Шестакова Наталия Николаевна
  12. Уважаемая Марина Владимировна! В своей статье Вы подняли актуальную тему. Однако по ходу ознакомления с ней у меня возник вопрос. Не могли бы Вы пояснить, что понимается под фрагментом: "Перед университетами стоит задача перехода от конвейерной системы к проектированной, включая капитализацию навыков образования и повышение значимости трудоустройства студентов. Массив информации, короткие курсы и индивидуальные траектории, возможности для передачи образовательного контента – все эти тенденции «вынуждают» систему образования к трансформации" (с.2)? Заранее благодарю Вас за ответ. С уважением, Наталия Николаевна Шестакова
  13. Уважаемый Андрей Васильевич! Хотелось бы узнать Ваше экспертное мнение по следующему вопросу. В условиях актуальной эпидемиологической ситуации достаточно распространенным является перевод сотрудников на работу в режиме удаленного доступа. Как Вы полагаете, насколько обратим этот процесс? Целесообразен ли будет возврат работников в офисы? Захотят ли этого работодатели и сами работники? Заранее благодарю Вас за ответ. С уважением, Шестакова Наталия Николаевна
  14. Уважаемая Елена Александровна! Спасибо за Ваше внимание к моему докладу. Проблема включения бизнеса в процесс подготовки кадров не нова. Думается, что она - в идеале - направлена на оптимизацию удовлетворения потребностей национальной экономики в кадрах. Этот вопрос постоянно обсуждается на различных уровнях. Последним научным мероприятием подобного рода, на котором мне довелось присутствовать, был Форум труда (февраль 2020, С.-Петербург). Там на эту тему выступали и представители вузов, и представители бизнеса. В общем, ничего принципиально нового они не излагали. Это вполне традиционные форматы участия потенциальных работодателей в Государственных аттестационных комиссиях (ГАКах), что, как известно, носит весьма формальный характер; прием студентов на практику и стажировки (тоже, как правило, весьма формализованный процесс) и т.п. Любопытную конструкцию отбора претендентов из числа студентов-практикантов и стажеров предложила выступавшая представительница Газпромэкспорта. Но: это особая статья, очевидно, что эта компания может позволить себе любой конструкт, основанный на "снятии сливок"...
  15. Угрозы цифровизации

    Уважаемый Андрей Васильевич! Во-первых, хочу воспользоваться предоставившейся возможностью и поблагодарить Вас за доклад на прошедшем месяц назад Форуме труда. Мне он показался самым содержательным и интересным из представленных на секции. Во-вторых, как человек занимающийся вопросами занятости, Вы понимаете, что угрозы, связанные с цифровизацией экономики в научно-популярной, да и в специальной научной литературе зачастую сводятся к угрозам вытеснения человека из сферы труда с вытекающим из этого выводом о потенциально масштабном росте безработицы. Однако, как показывают зарубежные исследования (McKinsey, Gartner, World Economic Forum и др.), на место уничтоженных рабочих мест должны придти новые и, вероятно, в еще большем количестве. Однако проблема состоит в том, что занять их смогут не высвобожденные работники, а те, кто обладает иными - новыми, как сейчас принято говорить, компетенциями. Последние же должны - в идеале - формироваться в системе образования (подразумевая и систему непрерывного образования, lifelong education). В свою очередь, система образования в нашей стране в значительной степени имеет региональную привязку. Соответственно, на федеральном и региональном уровнях должны наконец быть достигнуты балансы между профессионально-квалификационной структурой подготовки кадров и профессионально-квалификационной структурой текущей (в меньшей степени) и перспективной (в большей степени) потребностью экономики в кадрах. Что касается вопроса о молодежи, то в данном случае в виду имелась именно высокая адаптивность ее к цифровой среде, а также темпам поступления и переработки информации, что, безусловно, обусловливает определенные конкурентные преимущества молодых людей по отношению к более страшим поколениям. С уважением, Шестакова Наталия Николаевна
×