Перейти к содержанию
Форум интернет-конференций ВолНЦ РАН

Наталия Николаевна Шестакова

Участники конференции
  • Публикаций

    20
  • Зарегистрирован

  • Посещение

Репутация

3 Neutral

Информация о Наталия Николаевна Шестакова

  • Звание
    Member
  1. баланс "семья - работа"

    Уважаемая Алена Леонидовна! Понимая, что представляемые Вами выводы относятся к результатам конкретного социологического исследования, тем не менее, возникают, по меньшей мере два вопроса. Первый. Если обратиться к сфере, например, образования как одной из наиболее пострадавших от пандемии, то многие исследователи приводят широкий перечень проблем, возникших на фоне перевода образовательного процесса в дистанционной формат. В частности, преподаватели массово отмечали (жаловались) на размывание грани между работой и приватной жизнью; студенты констатировали сложности с самоорганизацией и мотивацией к обучению. Подобные сложности (утрата четких границ рабочего времени, некомфортные условия для работы именно в силу присутствия дома и проч.) обозначали и работники других специальностей, работающих в удаленном формате. Вы полагаете, что поименованные и подобные факторы действительно свидетельствуют о возросшем уровне удовлетворенности работников своим трудом? И связанный с предыдущим вопрос второй. Не пытались ли сравнивать результаты, полученные Вами, с результатами других исследований? С уважением, Шестакова Наталия Николаевна
  2. Перспективы применения

    Уважаемая Татьяна Сергеевна! Благодарю Вас за интерес, проявленный к моему докладу. Дело в том, что индекс инклюзивного развития был внедрен в практику оценки продвижения государств в направлении экономического прогресса сравнительно недавно: менее пяти лет назад. Он используется для целей межстранового сравнения. Однако, очевидно, что для достижения этой цели индекс должен - по одной и той же методике - быть рассчитан на национальном уровне или в каждом из сравниваемых государств. Что касается перспектив регионального использования индекса, то подобного рода опыт уже имеется: он реализован на примере субрегиона СПЕКА (Специальной программы Организации Объединенных Наций для экономик Центральной Азии).
  3. Уважаемая Ольга Григорьевна! С интересом ознакомилась с Вашей статьей. Однако в ходе прочтения у меня возникли следующие вопросы. Во-первых, из текста не очень просматривается различие между категориями "инновационное развитие"и цифровизация". Во-вторых, не могли бы Вы пояснить, приведенные на с. 3 базовые компетенции ЛПР в высокотехнологичном секторе являются авторской разработкой? Или же они позаимствованы откуда-то? Заранее благодарю Вас за ответ. С уважением, Шестакова Наталия Николаевна
  4. Уважаемая Олеся Игоревна! Скачала Вашу статью, заинтересовавшись актуальным названием. Однако не смогла обнаружить в ней чего-либо нового. Дело в том, что высказывания типа "В эпоху цифровизации качество профессиональной подготовки приобретает независимый характер оценки результатов обучения" (с. 2) или "Сотрудничество с работодателем на протяжении всего обучения в вузе позволит будущему специалисту не только получить практические навыки в области цифровой экономики, но и быть готовым к изменяющимся требованиям к определенной профессии на современном рынке труда" (с. 3) имеют хождение в научной литературе уже достаточно давно. Скажем так, они были широко распространены и в "доцифровую эпоху" А утверждение "Помимо указанного влияния воздействие цифровизации экономики на развитие занятости населения проявляется через формирование новых требований к профессиям, умениям, навыкам и характеру трудовой деятельности" (с. 2) не нашло в тексте своего подтверждения. Что касается цифровых компетенций, то если Вы посмотрите отчеты Deloitt, касающиеся перспективных компетенций работников, то обнаружите, что цифровые компетенции там вообще отсутствуют: они подразумеваются по умолчанию. Не могли бы Вы прокомментировать свою позицию. С уважением, Шестакова Наталия Николаевна
  5. Уважаемая Марина Владимировна! В своей статье Вы подняли актуальную тему. Однако по ходу ознакомления с ней у меня возник вопрос. Не могли бы Вы пояснить, что понимается под фрагментом: "Перед университетами стоит задача перехода от конвейерной системы к проектированной, включая капитализацию навыков образования и повышение значимости трудоустройства студентов. Массив информации, короткие курсы и индивидуальные траектории, возможности для передачи образовательного контента – все эти тенденции «вынуждают» систему образования к трансформации" (с.2)? Заранее благодарю Вас за ответ. С уважением, Наталия Николаевна Шестакова
  6. Уважаемый Андрей Васильевич! Хотелось бы узнать Ваше экспертное мнение по следующему вопросу. В условиях актуальной эпидемиологической ситуации достаточно распространенным является перевод сотрудников на работу в режиме удаленного доступа. Как Вы полагаете, насколько обратим этот процесс? Целесообразен ли будет возврат работников в офисы? Захотят ли этого работодатели и сами работники? Заранее благодарю Вас за ответ. С уважением, Шестакова Наталия Николаевна
  7. Уважаемая Елена Александровна! Спасибо за Ваше внимание к моему докладу. Проблема включения бизнеса в процесс подготовки кадров не нова. Думается, что она - в идеале - направлена на оптимизацию удовлетворения потребностей национальной экономики в кадрах. Этот вопрос постоянно обсуждается на различных уровнях. Последним научным мероприятием подобного рода, на котором мне довелось присутствовать, был Форум труда (февраль 2020, С.-Петербург). Там на эту тему выступали и представители вузов, и представители бизнеса. В общем, ничего принципиально нового они не излагали. Это вполне традиционные форматы участия потенциальных работодателей в Государственных аттестационных комиссиях (ГАКах), что, как известно, носит весьма формальный характер; прием студентов на практику и стажировки (тоже, как правило, весьма формализованный процесс) и т.п. Любопытную конструкцию отбора претендентов из числа студентов-практикантов и стажеров предложила выступавшая представительница Газпромэкспорта. Но: это особая статья, очевидно, что эта компания может позволить себе любой конструкт, основанный на "снятии сливок"...
  8. Угрозы цифровизации

    Уважаемый Андрей Васильевич! Во-первых, хочу воспользоваться предоставившейся возможностью и поблагодарить Вас за доклад на прошедшем месяц назад Форуме труда. Мне он показался самым содержательным и интересным из представленных на секции. Во-вторых, как человек занимающийся вопросами занятости, Вы понимаете, что угрозы, связанные с цифровизацией экономики в научно-популярной, да и в специальной научной литературе зачастую сводятся к угрозам вытеснения человека из сферы труда с вытекающим из этого выводом о потенциально масштабном росте безработицы. Однако, как показывают зарубежные исследования (McKinsey, Gartner, World Economic Forum и др.), на место уничтоженных рабочих мест должны придти новые и, вероятно, в еще большем количестве. Однако проблема состоит в том, что занять их смогут не высвобожденные работники, а те, кто обладает иными - новыми, как сейчас принято говорить, компетенциями. Последние же должны - в идеале - формироваться в системе образования (подразумевая и систему непрерывного образования, lifelong education). В свою очередь, система образования в нашей стране в значительной степени имеет региональную привязку. Соответственно, на федеральном и региональном уровнях должны наконец быть достигнуты балансы между профессионально-квалификационной структурой подготовки кадров и профессионально-квалификационной структурой текущей (в меньшей степени) и перспективной (в большей степени) потребностью экономики в кадрах. Что касается вопроса о молодежи, то в данном случае в виду имелась именно высокая адаптивность ее к цифровой среде, а также темпам поступления и переработки информации, что, безусловно, обусловливает определенные конкурентные преимущества молодых людей по отношению к более страшим поколениям. С уважением, Шестакова Наталия Николаевна
  9. О перспективных качествах

    Да, ведь в названии обозначен именно "человеческий капитал". Саморазвитие и самореализация через развитие знаний, навыков и т.п. - эти категории скорее относимы к понятию "человеческий потенциал", то есть к тому, что познается, осваивается, накапливается человеком, но не обязательно может служить источником его дохода. Например, кто-то, условно говоря, умеет выпиливать лобзиком или вышивать крестиком, но не использует свои умения для извлечения прибыли...
  10. Уважаемая Галина Александровна! С интересом познакомилась с Вашим систематизирующе теоретическим материалом. Более того, вижу в нем такой значимый вывод как: "Социальные реформы в России свидетельствуют об отказе государства от социальных обязательств. ... Происходит фактическое размывание социальной политики,.. " (с.3). Тем не менее. при прочтении у меня возник вопрос следующего свойства. На с.2 Вашей статьи содержится такое авторское высказывание: "Социальное самочувствие населения провозглашается одним из важнейших критериев эффективности социальной политики. В реальности дело обстоит несколько иначе, поскольку субъектом социальной политики продолжает оставаться буржуазия, обладающая реальной экономической властью. Проводимая ею социальная политика является тактическим отступлением, вызванным необходимостью конкурировать за симпатии трудящихся с социалистическими странами". Не очень понятно, о каких социалистических странах - в настоящем времени - идет речь в приведенной выдержке. Китай? Куба? Мне показалось, что в упомянутую цитату заложен несколько устаревший смысл (выделено полужирным шрифтом). Возможно я неправа. Не могли бы Вы любезно пояснить свою мысль. С уважением, Шестакова Наталия Николаевна
  11. О перспективных качествах

    Уважаемый Антон Витальевич! Ответ на поставленный Вами вопрос кроется в ключевой категории "капитал" . А это, как известно все, что приносит/может/должно приносить прибыль. В случае капитала человеческого прибыль исчисляется в форме дохода или заработной платы. И качества, свойства, которыми обладает или будет в перспективе обладать работник - как носитель человеческого капитала - следует рассматривать именно с той точки зрения: приносят ли они сегодня либо будут в будущем приносить <достаточный либо дополнительный> доход. Собственно говоря, в этом заключается и прикладной и теоретический аспект проблемы. С уважением, Шестакова Наталия Николаевна
  12. Спасибо за идею, Ксения Александровна! Надо будет над ней поразмыслить. С уважением, Шестакова Наталия Николаевна
  13. Уважаемые Ольга Викторовна, Фарида Исламудиновна! С удовлетворением хочу констатировать, что тема молодежи категории NEET постепенно проникает в круг изучаемых отечественными исследователями вопросов. Однако, познакомившись с представленными вами материалами, я обратила внимание, что более или менее свежая информация - 2017 года - приведена только на диаграмме "рисунок 1". Остальные данные относятся к лучшем случае к 2015 году. С чем это связано? Более актуальная статистическая информация не является доступной? С уважением, Шестакова Наталия Николаевна
  14. Доброе утро Андрей Васильевич! Спасибо за Ваш вопрос. Отвечая на него, отмечу, что в развитых государствах, которые, как известно, традиционно принимаются отечественными исследователями за некий ориентир, вообще существует выраженная тенденция расслоения всех работников на высококвалифицированных, которым приписывается выполнение преимущественно функцй2и высшего порядка (креативных и т.п.), и низкоквалифицированных (т.н. clickers & pickers). Как правило, низкоквалифицированные работники выполняют достаточно простые виды работ: типа набора текстов, заполнения несложных форм и т.п. Причем происходит это - в отличие от предыдущих этапов экономического развития - на новой цифровой базе. В свою очередь, поименованные виды работ как раз и подлежат первоочередной автоматизации. Надеюсь, что я смогла исчерпывающе ответить на Ваш вопрос. С уважением, Шестакова Наталия Николаевна
  15. Уважаемая Ксения Александровна! Вопрос, который Вы задаете, безусловно, важен. Не вызывает сомнения, что изменения во внешней социально-экономической среде обязательно отразятся на структуре человеческого капитала. Это связано как со сложившимся уже международным разделением труда, так и с его стремительной трансформацией. И, соответственно, с изменением места и роли каждой из стран (не исключая и Россию) в этом разделении труда. В этой связи в высшей степени актуально говорить о своевременной и адекватной реакции, в первую очередь, системы образования на происходящие сдвиги. В случае нашей страны следует ставить вопрос о ликвидации отставания системы образования от потребностей экономики в целом и рынка труда, как одной из ключевых составляющих экономической системы государства. С уважением, Шестакова Наталия Николаевна
×