Перейти к содержанию
Форум интернет-конференций ВолНЦ РАН

Светлана Юрьевна Митрофанова

Участники конференции
  • Публикаций

    13
  • Зарегистрирован

  • Посещение

Репутация

3 Neutral

Информация о Светлана Юрьевна Митрофанова

  • Звание
    Member
  1. О преодолении

    Спасибо за размышления, согласна.
  2. Вопрос от модератора

    Спасибо за интересный вопрос. Думаю, конечно. Эта проблема выводит и на ряд других, например, на проблему детской бедности, которая выходит за рамки детства и пролонгируется и в молодежную среду http://repo.ssau.ru/bitstream/Sociologiya-i-socialnaya-rabota/SUBEKTIVNOE-IZMERENIE-DETSKOI-BEDNOSTI-80431/1/39_Mayorova-ShcheglovaMitrofanova.pd или https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41504145 Думаю, что, безусловно, это вызов глобализации, т.к. до всех этих процессов неравенство существовало и имело смысл лишь в относительно изолированных сообществах - государствах-нациях, а теперь это именно мировое неравенство, и здесь к "старым" критериям добавляются новые основания, в частности, важным становится доступ к современным средствам коммуникации, и в образовательном процессе так же.
  3. вопрос

    Спасибо за интерес к докладу и вопрос. Мне кажется, что процессы мировой стратификации детства будут только усиливаться. Что касается советского общества, то здесь, конечно, эти проблемы во многом сглаживались за счет тех усилий, которые предпринимало государство по поддержке детства. Но все же сказать об отсутствии этой проблемы, наверное, не представляется возможным, т.к. и тогда были те, кто "равнее равных".
  4. Вопрос

    Спасибо за вопрос, думаю, что эту проблему решить невозможно, поскольку это общемировой процесс, но можно в определенной степени сгладить хотя бы некоторые негативные проявления мировой социальной стратификации детства. Чтобы у детей была возможность конкурировать на мировой арене, необходимо создавать соответствующие условия для их развития внутри страны.
  5. О преодолении

    Антон Витальевич, спасибо за проявленный интерес к теме. Думаю, что общемировых процессов избежать невозможно. Но в соответствии с Конвенцией ООН всем детям должны быть предоставлены шансы на "хорошую" жизнь. Поэтому мне кажется, что определенные социальные рычаги, которые могут использовать государства, ратифицировавшие данную Конвенцию, и используют, но далеко не в нужных объемах, для поддержки детства (соответствующие льготы, выплаты) могли бы сгладить хотя бы частично эти негативные эффекты.
  6. Вопрос об одаренных детях

    Евгения Сергеевна, спасибо за вопрос. Это, действительно сегодня очень актуально. На мой взгляд, не одаренных детей не бывает. Дело в том, что у одних детей более благоприятные условия для развития задатков в способности, а для других - менее. И вопрос в том, как сделать так, что всем детям были предоставлены равные шансы на хорошую жизнь. Также возникает вопрос о том, каковы критерии одаренности. На мой взгляд, тенденция усиления дифференциации в пространстве детства будет только усиливаться, поскольку дети часть социальной структуры общества, и те процессы, которые протекают во всем обществе находят отражение и в детстве. Выделение группы одаренных детей как раз работает на усиление социального неравенства, наверное, это латентная функция образования, которую не замечать сегодня уже нельзя. Но нельзя не видеть и такой тенденции в пространстве детства, как усиление значения творчества в процессе социализации именно современных детей. Подчеркнем, что творчество, а не подражание, например, по мнению, Э.А.Куруленко становится главным механизмом социализации детей в современном обществе. А если это так, то будет усиливаться роль всего того, что будет направлено на развитие творческих механизмов самореализации детей. Значит, хотим мы того или нет, но будет возрастать значение системы дополнительно образования, кружков, клубов, которые как раз и направлены на развитие одаренности. Но вместе с тем, на мой взгляд, сегодня вопрос одаренности тесно связан с идеей демонстративного потребления - когда важны грамоты, дипломы и т.д., чтобы можно было все это выложить, например, в социальных детях, и в этом случае - одаренность детей можно рассматривать не только с точки зрения ее значимости для организации повседневной жизни самих детей, но и например, как компонент успешности статуса их родителей.
  7. Ксения Александровна, спасибо за вопрос. Этой проблематике посвящены работы, выполненные под руководством С.Н.Майоровой-Щегловой, ниже указала ссылки. http://www.ssa-rss.ru/files/File/PublikaciiROS/Mayorova-Scheglova. Detstvo XXI veka v sociogumanitarnoy perspektive_Novye teorii, yavleniya, ponyatiya.pdf http://www.ssa-rss.ru/files/File/PublikaciiROS/Mayorova-Scheglova. Detstvo XXI veka v sociogumanitarnoy perspektive_Novye teorii, yavleniya, ponyatiya.pdf
  8. О новых практиках

    Антон Витальевич, спасибо большое за вопрос. Когда размышляла на эту тему, то пришла к выводу о том, что скорее можно говорить о типологии все-таки именно новых практик. Понимаю, что любая типология условна, и все охватить не может. С одной стороны, действительно, есть практика, например, убирать сопли из носа у детей, а форма ее реализации может быть разной - рукой, носовым платком или соплеотсасывателем и т.д. Тоже самое касается, например, и читательских практик детей. Главное - само содержание деятельности - чтение, а вот через какой формат эта деятельность реализуется - это другой вопрос, через бумажный носитель, электронный или иной. Но вместе с тем, считаю, что новые гаджеты меняют повседневность детей и взрослых, и поэтому думаю, что это все-таки новая практика, если используется новый гаджет (соплеотсасыватель, электронная книга и т.д.), т.к. благодаря применению этих гаджетов меняется организация самой повседневной жизни ребенка и взрослого. Но есть и такие практики, которые являются по сути новыми. Например, не было торговых центров и не было потребительских практик детей в торговых центрах. Появление смартфонов, айпадов, айфонов - все это меняет повседневность детей. Так, например, раньше в школах слышен шум и гам на переменах, а теперь - все со своими телефонами и все тихо, повседневность изменилась. Конвенция ООН о правах ребенка, карманные деньги у детей, дети в супермаркетах, влияние детей на покупки не только для них самих (например, кукурузных хлопьев), но и квартир, машин и других крупных покупок, которые совершают их родители, и на чем играют маркетологи, рекламисты и т.д. (манипулируя поведением детей, чтобы они оказывали влияние на своих родителей, и тем самым работая на снижение родительского авторитета), это и привлечение самих детей в качестве участников в социологические исследования, касающиеся их жизни и многое другое, это , на мой взгляд, именно новые в своей основе практики.
  9. О характере изменений

    Максим Александрович, спасибо за интересную дискуссию. Согласна с Вами, мне кажется, что политика запаздывает, она как бы догоняет реальность. Реальность изменяется, а ее осмысление в сфере администрирования ( но справедливости ради - не только в управлении, но и в науке, например, тоже) запаздывает. И грамотная социальная политика в отношении детей нужна по разным направлениям. Необходима серьезная и согласованная совместная работа ученых, чиновников, и что особенно важно, с привлечением самих детей, поскольку решаются вопросы, касающиеся их жизни, и не спрашивать самих детей, что они сами по этому поводу думают, уже просто нельзя. Если коснуться очень поверхностно этого вопроса, то если мы, например, говорим о таком направлении как значение информационных технологий и гаджетов, Интернета в социализации современных детей, то наверное, имеет смысл разрабатывать политику или какие-то практические рекомендации с учетом того позитивного контента для детей разных возрастов, который представлен в сети Интернет, а не концентрироваться исключительно на негативных проявлениях: начиная от сознательного ограждения от сети Интернет и заканчивая Интернет - зависимостью. Думаю, необходим какой-то позитивный опыт, от которого можно отталкиваться, и это касается и других направлений, например, потребления детей, их реальной , а не только "учебной", теоретической финансовой грамотности и т.д.
  10. О характере изменений

    Максим Александрович, спасибо, за вопрос. Считаю, что оценить эти трансформации как однозначно положительные или однозначно отрицательные, наверное, нельзя, скорее их воспринимаю как то, что есть. Например, как влияние на общество природных явлений не может быть полностью положительным или отрицательным, вопрос в том, как мы используем эту энергию природы. И в отношении выделенных тенденций, это скорее констатация неких направлений изменений детства, причем с важным уточнением, что пока до конца мы не осознаем последствий, к которым они могут привести. При этом "бороться" с этими тенденциями, наверное, нет смысла, скорее можно говорить о каких-то негативных проявлениях определенных тенденций, и думать, какую стратегию выстраивать в отношении них, как снизить этот "отрицательный" эффект, например, в отношении "хиджабных" споров. Безусловно, Вы правы, эти тенденции имеют не только глобальные, но и локальные измерения, преломляются через специфику социально-экономического положения этих детей, конкретной территории их проживания, пола, возраста, этничности и ряда других факторов. В каких-то случаях эти тенденции могут хорошо накладываться на локальную специфику, но часто они встречают серьезное сопротивление. Например, когда родители сознательно изолируют детей от компьютеров и прочих информационных технологий и гаджетов, но возникает вопрос, будет ли это способствовать социализации и адаптации ребенка в его среде сверстников. Наверное, вряд ли. Скорее есть потребность в том, чтобы выстраивать грамотную и продуманную политику на всех уровнях (родителей, школы, государства) в интересах современных детей с учетом этих тенденций.
  11. о колонизации общества

    Елена Сергеевна, спасибо за острые, жгучие вопросы, именно такой путь развития событий и пугает, если экстраполировать данную тенденцию на будущее. Новые технологии, искусственный интеллект, цифровая среда меняют самого человека, и вопрос в том, как к этому относиться. Эта новая реальность выступает тем инструментом, которым по-разному можно пользоваться. В одних случаях, это действительно способно решить ряд проблем, но с другой стороны, его использование не в тех направлениях может привести к непоправимым последствиям.
  12. Сергей Николаевич, спасибо за доклад. Хотелось бы уточнить, на Ваш взгляд, можно ли говорить о негативных проявлениях процессов глокализациии в системе управления в современном российском обществе, например, когда процессы глобализации встречают сопротивление на локальном уровне? Спасибо
  13. Алексей Эдуардович, Галина Иосифовна спасибо, за очень интересную статью. Как Вы считаете, выявленные Вами различия в ценностях социологической профессии между региональными и столичными вузами - это есть воспроизводство и трансляция социальных различий или неравенств, в которых региональные вузы занимают маргинальное положение, или еще жесте - готовят «не/до/профессионалов». Если – последнее, то каковы, на Ваш взгляд, пути преодоления сложившейся ситуации? В частности, в сети представлено мнение, что те, преподаватели, которые работают в регионах, сами выучились по учебникам, и продолжают транслировать это «учебное» знание своим студентам. Как вы считаете, можно ли обобщать и унифицировать в рассматриваемом ключе все региональные вузы? С уважением, Митрофанова С.Ю.
×