Перейти к содержанию
Форум интернет-конференций ВолНЦ РАН

Фарида Газизовна Альжанова

Участники конференции
  • Публикаций

    8
  • Зарегистрирован

  • Посещение

  • Победитель дней

    1

Фарида Газизовна Альжанова стал победителем дня 30 июня

Фарида Газизовна Альжанова имел наиболее популярный контент!

Репутация

3 Neutral

Информация о Фарида Газизовна Альжанова

  • Звание
    Newbie
  • День рождения 7 июня

Посетители профиля

  1. Перспективы научно-технологического развития

    Несомненно, есть перспективы и часть из них начала реализовываться в 2020 году, когда начали обсуждаться задачи формирования единого рынка интеллектуальных услуг, проекты цифровой повестки ЕАЭС. Наиболее наглядные примеры, проект по производству вакцины Sputnik-V в Казахстане, создание единой базы и цифровые паспорта вакцинации ЕАЭС.
  2. Роль университетов

    Университеты выполняют роль каркаса научно-технологического пространства. Они объединяют "жесткие" (материальная база) и "мягкие" (знания, сети, коммуникации, совместные образовательные программы) элементы.
  3. Вопрос N1

    Нет, это не связано в политическими событиями. Этот процесс продолжался в течение нескольких лет. Многое изменилось с принятием Закона о науке в 2011 году. На мой взгляд в управлении наукой возобладал проектный подход, а инструменты отраслевого регулирования были утрачены. Шла подмена научно-технической политики программами развития образования и науки, где науке отводилось очень мало внимания. Есть проблемы в системе управления наукой. У Комитета науки, который осуществляет основные функции в области науки, позиции в общей иерархии госорганов очень слабы. Имеются существенные недостатки в планировании научного бюджета страны. Динамика затрат на НИОКР стабильно отставала от динамики ВВП. Был период, когда госрасходы на науку были сокращены. Восполнить все это в короткий срок не представляется возможным. Сегодня, чтобы восстановить уровень 2009 года, надо по сути удвоить абсолютные затраты на НИОКР.
  4. Научные кадры

    Это является серьезной проблемой и в Казахстане. В Казахстане сильные изменения последовали после принятия Закона о Науке в 2011 году. Новая система подготовки научных кадров предполагает 3-годичное очное обучение только по государственному гранту с присвоением степен PhD. Это достаточно дорогостоящая программа, включает 2 зарубежные стажировки. При этом из нормативных документов исключено слово "научная", а только степень PhD. Юридически это высшая научная степень на данный момент. Фактически степень доктора наук, судя по действующим надбавкам, выше. Действующие стимулирующие надбавки для прежних докторов наук в 2 раза выше, чем у кандидатов и PhD. С введением PhD возникла серьезная проблема с нострификацией дипломов. Степень доктора наук, присвоенная в странах СНГ и ЕАЭС будет приравнена к PhD. В таких условиях для казахстанских ученых также нет стимула поступить в докторантуру в России или других странах ЕАЭС. Это можно рассматривать как ограничения для интеграции в области подготовки научных кадров.
  5. Добрый день! По вашему мнению, что является основной причиной столь значительного снижения (более чем в 4 раза) числа выпускников аспирантуры с 9 611 человек в 2010 году до 1 629 человек в 2019 году? Это действительно тревожная ситуация.
  6. Добрый день! Спасибо за вопрос? Думаю, что ЕАЭС создавался изначально не столько исходя из географической близости стран, сколько из экономических интересов стран. Конечно, страны ЕАЭС имеют существенно различный потенциал для развития наукоемких производств, но легче адаптируются к развитию наукоемких услуг. Поэтому, когда мы говорим о наукоемком секторе, обращаем внимание на важность наукоемких услуг. Кооперация в научно-технологической сфере, по нашему мнению, может стать важным фактором формирования качества экономического пространства стран ЕАЭС.
  7. Добрый день! Спасибо за вопрос! Возможно в данном материале недостаточно удалось отразить процессы, которые имели место в структурном развитии стран ЕАЭС. 1. Мы хотели показать, что усилия по созданию экономики, опирающейся на знания и научный потенциал останутся словами, а ресурсы будут использованы неэффективно, если не будут созданы производства и отрасли, которые являются основными потребителями таких знаний. 2. Мы создаем преференции для иностранных инвесторов, создаем свободные экономические зоны, но они не выходят дальше традиционной специализации. Это вообще лишает смысла собственно такую деятельность. Мы теряем налоги, связываем себя обязательствами, технологиями, капиталом вложенным в производства, котрые не могут обеспечить необходимую экономическую динамику. 3. Не создавая новые высокотехнологичные производства, мы влияем и на качество занятости и рабочих мест. Вкладывая значительные средства в подготовку специалистов будущего, мы должны создавать места для использования этих талантов. А это значит, что мы сами создаем условия для утечки мозгов.
  8. Рассеянность знания

    Добрый день! Спасибо за вопрос. На наш взгляд, эта проблема не будет преодолена. Скорее усилится. Именно поэтому мы выделяем новые элементы экономики знаний, которые формируют знания. На наш взгляд, эту позицию высказывают и другие авторы, говорят о фрагментации знаний, о феномене распределенного знания, об утрате монополии науки на производство знаний.
×