Перейти к содержанию
Форум интернет-конференций ВолНЦ РАН

Вопросы

Добрый день! Уважаемый Максим Александрович! Каковы с Вашей точки зрения основные системные противоречия, возникающие в результате распространения  института образовательной цифровизации? Есть ли действительно необходимые формы организации образовательного процесса в удаленной форме, или все же это только дополнительная возможность?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

2 ответа на этот вопрос

Recommended Posts

  • 0

Здравствуйте, Евгений Владимирович! Спасибо за интересный вопрос!

О системных ограничениях цифровизации в образовании можно рассуждать очень долго. Все эти ограничения уже давно были объединены в категорию "институциональные ловушки образовательной цифровизации". Довольно сложно выделить какую-то базовую или основную ловушку. Я бы сказал, что в нынешней политике цифровизации не учтены реакции агентов и механизм защиты от оппортунистического поведения. Благодаря этому, процессы цифровизации в школах, колледжах и вузах часто внедряются формально (потому что так предписано), а не для развития и совершенствования процесса обучения. В образовании сформировалось весьма большое пространство для проявления эвристик агентов (замена дистанционного обучения самостоятельной работой и т.д.). В данном случае виноваты не столько агенты. Они просто действуют как Homo Economicus (стараются максимизировать потребности и минимизировать издержки). Речь скорее о том, что государство никак не регламентирует процессы образовательной цифровизации (и, скорее всего, делает это намеренно, чтобы создать "контрактные дыры").

Вопрос о том, какие формы являются в этом случае оптимальными очень непросто решить. Скорее всего, следует обратить внимание не на внедрение новых технологических и управленческих практик, а на поведение агентов. В статье "Институциональные ловушки цифровизации российского высшего образования" (Высшее образование в России. 2021. Т. 30. No 3. С. 59-75) я предлагал модель процесса адаптации агентов к процессам образовательной цифровизации. Если коротко, то суть модели в том, чтобы в процессе внедрения цифровых технологий учитывать роль агентов (консерватор, инноватор, оппортунист). В целом внедрять новые цифровые технологии нужно так, чтобы не заменять ими те традиции, которые сложились в образовании. В этом случае у образовательной цифровизации будут перспективы как некого компенсаторного института.

Надеюсь, я смог ответить на Ваши вопросы!

  • Thanks 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Пожалуйста, войдите, чтобы комментировать

Вы сможете оставить комментарий после входа в



Войти

×