Перейти к содержанию
Форум интернет-конференций ВолНЦ РАН

Светлана Анатольевна Ширнова

Участники конференции
  • Публикаций

    5
  • Зарегистрирован

  • Посещение

Репутация

2 Neutral

Информация о Светлана Анатольевна Ширнова

  • Звание
    Newbie

Посетители профиля

  1. Уважаемая Мария Никитична! Благодарю за интересную и полезную информацию. С уважением Ширнова С.А.
  2. Уважаемая Мария Никитична! Благодарю за представленную информацию. Очевидно, что подобные процессы происходят и в других регионах России. В связи с этим, возникают вопросы: 1.Включают ли эти процессы какие-либо положительные характеристика для воспроизводства трудового потенциала населения. 2. Существует ли отечественная или мировая практика, направленная на смягчение последствий для периферийных зон концентрации трудового потенциала в ядре агломерации.
  3. Уважаемая Любовь Александровна! Благодарю за содержательный доклад. Хотелось бы уточнить: 1. Используются ли населением Республики Коми ИКТ при поиске трудоустройства? 2. Какие виды деятельности наиболее доступны при поиске работы через ИКТ? 3. Как повлияло внедрение ИКТ на уровень трудовой миграции населения Республики Коми?
  4. Уважаемый Андрей Васильевич! Благодарю за вопросы, позволяющие увидеть проблему в новом ракурсе. 1. Прежде всего, следует уточнить место и позицию цифровой экономики (ЦЭ) в системе инновационного развития. Это сегмент инновационной экономики, связанный с формированием современного технологического уклада, элементы которого уже охватили сферы общественной жизни, и без дальнейшего развития которого Россия не сможет позиционироваться в ряду экономически развитых стран. Можно воспринимать ЦЭ как этап эволюционного инновационного развития общества, в экономике которого сосуществует разнообразие сфер деятельности, соответствующих разному уровню развития производительных сил. Поэтому в рамках общественного разделения труда существование IT-специалистов и специалистов рабочих профессий не противоречит экономической целесообразности. Интерес руководства страны к программах подготовки специалистов по рабочим специальностям вызван крайним их дефицитом на промышленных предприятиях (как показали опросы 2016 г. даже на предприятиях ВПК г. СПб). Очевидно, что именно эта категория работников осуществляет практическое использование инноваций в производстве, занимая важное место в структуре инновационных кадров (в т.ч. ученых-новаторов, ученых-исследователей, руководителей организаций, включая предпринимателей и менеджеров высшего звена; специалистов, внедряющих инновации в сферу производства; инновационных менеджеров; педагогов различных уровней образования, владеющих методиками формирования инновационных качеств личности и работников; государственных служащих, обеспечивающих регулирование инновационными процессами в различных сферах экономической деятельности). 2. Согласна с Вами, что проблемы системы образования ограничивают процессы формирования кадрового потенциала инновационной экономики, однако данная сфера является лишь одним из субъектов системы воспроизводства трудовых ресурсов, причем не определяющим спрос на кадры. Сегодня новые отрасли реального сектора экономики и сферы услуг находятся на стадии становления с неопределенными перспективами ни со стороны бизнеса, ни со стороны государства, в то же время традиционные отрасли также не четко сориентированы в своем будущем – все это затрудняет процесс формирования свободного рыночного спроса на рабочую силу, не позволяет работодателям четко определить свои будущие потребности. Решение проблемы связано с четкими и понятными экономическим субъектам направлениями развития и реально действующей системой социального партнерства при создании гибкой и эффективной системы профессиональной подготовки. Относительно сложностей при одновременной подготовке профессиональных групп IT-специалистов и квалифицированных рабочих можно сказать, что формально их нет, т.к. задействованы разные уровни профессиональной подготовки и бюджетного финансирования. Поскольку IT-группа взята под контроль государства в рамка госпрограммы, а создание системы подготовки рабочих групп должно идти в рамках их восстановления с учетом новой технологической базы, которая на предприятиях отсутствует, то отсутствие внутригрупповых противоречий не снимает названные выше общесистемные. 3. Можно сделать вывод, что приоритетом должно стать создание гибкой системы профессионального образования, удовлетворяющей динамичные кадровые потребности экономики. Благодарю за внимание.
  5. Уважаемая Елена Сергеевна! Благодарю за вопрос, позволяющий более глубоко раскрыть суть моего исследования. Проблему конкурентоспособности молодежи с высшем образованием на инновационном рынке труда (ИРТ) следует рассматривать, исходя из двух положений: 1. ИРТ является частью регионального рынка труда, на котором действуют общие тенденции и закономерности развития; и 2. данный рынок неоднороден по своему внутреннему строению, причем, каждый сегмент может обладать специфическими траекториями развития. Предложенная в докладе внутренняя сегментация ИРТ позволяет выделить три группы отраслей: отрасли, обеспечивающие развитие цифровой экономики, отрасли, создающие каналы передачи информации, и отрасли, способствующие развитию «экономики знаний». Очевидно, что возможности (условия) трудоустройства в данных отраслях могут существенно дифференцироваться. Так, по данным НИУ ВШЭ (статсборник «Цифровая экономика», 2018 г.) доля специалистов по информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ) моложе 35 лет в России в 2016 году составила 64% от общей численности специалистов в этой сфере (что практически в 2 раза превышает численность данной категории в экономически развитых европейских странах). В то же время доля российских специалистов по ИКТ в общей численности занятого населения составила лишь 1,5% (для сравнения в европейских странах этот показатель находится в диапазоне от 3,7% до 6,6%). На мой взгляд, с достаточной степенью достоверности сегодня можно прогнозировать расширение удельного веса сферы цифровой экономики и повышенную потребность в молодых кадрах в ее отраслях до момента насыщения данной сферы кадрами старшими возрастными группами (вследствие «взросления» работающей сейчас молодежи). Следовательно, конкурентоспособность в данных отраслях цифровой экономики будет существенно выше, чем в более «традиционных» сферах инновационной деятельности, где возрастная структура кадров определяется объективным процессом поэтапного вхождения в профессию. Таким образом, конкурентоспособность молодежи на ИРТ крайне дифференцирована и включает целый ряд отраслевых, региональных, демографических и т.п. факторов и требует целенаправленного исследования и регулирования. Благодарю за внимание.
×