Перейти к содержанию
Форум интернет-конференций ВолНЦ РАН

Вопросы

Добрый день! 

Спасибо Вам за интересный доклад и представленную эмпирику.

Как бы Вы прокомментировали данные, которые Вы приводите в тексте: чем Вы объясняете высокий уровень институционального доверия Президенту РФ, Правительству со стороны опрошенных? 

Вы пишите о новой роли итогов региональных и муниципальных выборов для решения вопросов федерального значения. Что кардинально изменяется и какие для этого существуют институциональные основания?       

Спасибо! 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

2 ответа на этот вопрос

Recommended Posts

  • 0

Здравствуйте, Наталья Владимировна, спасибо за проявленный интерес к докладу. Постараюсь выразить свое мнение на Ваши вопросы по порядку.

Первое - о доверии Путину. Высокий уровень доверия Президенту (хотя высоким его можно назвать разве что в сравнении с другими институтами) я бы объяснил тремя факторами: первое - исторические заслуги В.Путина, вытащившего страну, что называется, "за уши" в начале 2000-х гг. (здесь, я думаю, не может быть никаких сомнений, и именно с ним общество связывает экономический рост середины 2000-х гг. и усиление геополитического статуса России на протяжении всех последних 20 лет); второе - его публичная политическая риторика, выдающего в нем тонкого не только политика, но и психолога (речь, при этом, идет не только о разного рода социально-экономических "бонусах", которые регулярно идут именно от Президента, а о самом контексте его политической риторики: обращение к основам русского менталитета, духовности, к гражданско-патриотическим чувствам и т.д.); и третье - отсутствие в сегодняшнем политическом пространстве иной, сравнимой по вышеперечисленным двум аспектам, альтернативы (такую альтернативу даже не нужно как-то искусственно "стирать" с политической "доски", она просто не нужна обществу, по крайней мере сейчас).

Если Вам интересно, на мой взгляд, очень хорошо взаимоотношения между российским обществом и лично В.Путиным раскрыл в своей статье бывший помощник Президента В.Сурков в статье "Долгое государство В.Путина" (кажется так называется), опубликованной в Независимой Газете, если я не ошибаюсь, то ли в 2018, то ли в 2019 г.

Но главный, пожалуй, фактор, это, все-таки, культурно-исторические традиции, сложившиеся в нашей стране, по поводу взаимоотношений между властью и обществом. Об этом говорят как раз не только высокий уровень доверия Президенту, но и, в целом, традиционным институтам: Правительству, церкви, армии, правоохранительным структурам. Конечно, чем больше политически и граждански созревает наше общество, тем больше у него претензий к действующей власти. И чем больше говорят о пресловутой стабильности, тем больше людям хочется движения вперед (в плане качества жизни, прежде всего). Поэтому, собственно, и публичная риторика государства, декларируемые им цели уже не такие, как 5-10 лет назад. Но, согласитесь, последнее, чего захочет любой гражданин нашей страны, представитель любого социального слоя и любых политических убеждений - это анархия и смута, с которой Россия, между прочим, сталкивается регулярно (и, кстати, если мы обратимся к истории, то увидим, что происходит это именно после правления "сильного" национального лидера: после Грозного, Сталина...).

Второе - о том, что меняется в выборах и какие для этого институциональные основания. Всё в предложенных Путиным поправках в Конституцию. Политический блок поправок, озвученный им в Послании Федеральному Собранию РФ в январе 2020 г., на самом деле, самый содержательный и самый конструктивный. Хотя и наименее понятный для широких слоев населения; и наиболее, казалось бы, далекий от простых граждан. Поэтому, собственно, мы и слышали о политическом блоке поправок лишь в первые дни после Послания. Сегодня же все дискуссии и информационные кампании по ТВ об изменениях в Конституцию идут вокруг индексации пенсий, защиты русского языка, неотчуждения российских территорий, недопустимости искажения истории, защиты традиционных браков (ценностей) и т.д., и т.п. Вот эти поправки я, честно говоря, не очень понимаю, как могут повлиять на нашу повседневную жизнь. Мы всегда так жили и чтобы дальше так жить, совершенно не обязательно фиксировать это в Конституции. В действующей версии Основного Закона записано, что "Россия является социальным государством" и это автоматически обязывает его защищать все социальные гарантии граждан. А что изменится, если появится надпись "государство обеспечивает все граждан равный доступ к качественному здравоохранению" или "культура находится под защитой государства"..., честно говоря, не знаю.

В общем, поправки, задающие новые правила функционирования системы государственного управления: приоритет Конституции РФ над международным законодательством, новый порядок определения состава кабинета министров, расширение роли губернаторов, включение муниципального уровня в систему публичной власти и т.д. Вот в них, на мой взгляд, заключаются институциональные основания нового подхода к пониманию региональных и муниципальных выборов (как с точки зрения избирателей, так и с точки зрения организующих выборный процесс субъектов).

Надеюсь, ответил на Ваш вопрос.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Пожалуйста, войдите, чтобы комментировать

Вы сможете оставить комментарий после входа в



Войти

×