Перейти к содержанию
Форум интернет-конференций ВолНЦ РАН

Вопросы

Уважаемые авторы!

Хотел бы уточнить ряд заявленных Вами в докладе тезисов.

1) Вы пишите "... бюджет среднего университета, например, в США составляет порядка 1 млрд долл., что несравнимо больше бюджета любого российского вуза подобного уровня". Корректно ли сравнивать показатели развития вузов США и РФ? Уровни у них априори разные. Как Вы сами пишите, место российских университетов в мировых рейтингах весьма незначительное, а американских - наоборот.

2) Что такое "среднее образование", о котором Вы упоминаете в тексте? К сожалению, не нашел такого уровня образования в Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации"?

3) Вы пишите "Следующей проблемой развития отечественной образовательной сферы является недостаточный уровень оплаты труда работников, занятых в ней". А какой уровень достаточен по Вашему мнению? Половина педагогов получают 16 тыс. руб. в месяц и меньше. А остальные? Почему значимая часть работников образования получает низкие зарплаты, а регионы отчитываются о достижении ориентиров "майских указов (100% от средней заработной платы по региону для воспитателей и учителей и 200% - для преподавателей вузов и исследователей)?

4) Вы пишите "... дистанционное образование, с одной стороны, сокращает образовательное неравенство". А не наоборот? Если обучающийся имеет доступ в Интернет, то он получает образовательные услуги, а все остальные (кто по той или иной причине не имеет Интернета) - нет. О каком сокращении образовательного неравенства здесь может идти речь?

5) Вы пишите о том, что образование как компонент экономики знаний должен вносить определенный вклад в ВВП страны. Это касается образования в целом? Или отдельных его уровней? Весьма сложно представить, какой экономический продукт могут предложить детские сады или школы? Здесь речь может максимум идти об отложенном эффекте или об эффекте социализации личности.

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

3 ответа на этот вопрос

Recommended Posts

  • 0

Максим Александрович, благодарю за вопросы!

1. Уровни развития вузов России и США, действительно, разные, но это не повод их не сравнивать. Для этого и считаются различные рейтинги в отношении развития университетских комплексов, чтобы определить их место в международной когорте. Уровни развития разные, в том числе по причине недофинансирования российских вузов. Сравнение по величине бюджета произведено в отношении университетов среднего уровня, имеющих одинаковое количество студентов и располагающихся не в столичных центрах. Более подробные данные, характеризующие данную ситуацию,  приведены Аганбегяном А.Г. в книге "О приоритетах социальной политики".

2. Имеется ввиду "среднее профессиональное образование"

3. Почему регионы отчитываются о выполнении майских указов в отношении зарплат педагогов - это вопрос не ко мне) Нужно спрашивать с региональных властей. Предполагаю,  что нужно менять систему подсчета средней, заменив на медианное значение, например. Когда директор получает 100 т.р., а учитель 20 т.р., средняя получается в виде абсолютно красивой цифры. В обществе звучат разные точки зрения, в т.ч. ввести фиксированную оплату труда для учителей и врачей. На мой взгляд, минимальный уровень оплаты труда не должен быть меньше среднего (и уж тем более, медианного) значения по региону. 

4. "... дистанционное образование, с одной стороны, сокращает образовательное неравенство". В этом абзаце речь идет о вузах, а именно о значительном снижении оплаты за обучение в вузе при дистанционном обучении. Во-первых, в составе вузов существуют институты онлайн-образования, которые работали еще 20 лет назад и продолжают работать, только уже выпуская не специалистов, а бакалавров и магистров. Во-вторых, при дистанте значительно сокращаются расходы на содержание детей-студентов, обучающихся в других городах (не по месту проживания родителей) и т.д.

5. Здесь речь идет о вкладе университетских комплексов. Но! Если мы хотим добиться роста экономики в стране, следует не природные ресурсы отправлять за границу, а развивать экономику знаний. Для этого необходимо заниматься образованием ребенка еще с дошкольного времени. Именно этот период является основой, фундаментом для формирования интеллектуального уровня ребенка, способствуя его значительным успехам в вузе.

 

  • Like 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
  • 0

Спасибо за ответы, Елена Александровна! Я все-таки наберусь смелости Вам посоветовать в дальнейшем не рассматривать образование как нечто монолитное. Это ошибка многих исследователей. Прежде всего, между различные уровнями образования (по институциональным причинам) сейчас нет взаимодействия, и они развиваются локализовано. Поэтому, нет (и вряд ли может быть) общих усилий по достижению абстрактных идей экономики знаний. Есть лишь понимание этого. Поэтому, в идеале лучше рассмотреть  каждый уровень в отдельности и соответственно подойти к ним в отдельности в заключительных выводах. Или же остановиться только на профессиональном образовании, вклад которого в экономику действительно более ощутим.

Соглашусь по поводу неравномерного распределения фонда оплаты труда в образовании. Так оно и есть, и подобная картина повторяется даже в науке. Минимальный уровень оплаты труда не ниже среднего по экономике - это, конечно, в современных условиях финансирования образовательной отрасли является утопией. Лучше говорить о доведении до конкурентоспособного уровня базового гарантированного оклада. Но опять же ситуация, которую Вы описываете, проявляет себя по-разному в детских садах, школах, колледжах и вузах. Кто-то оказывается в выигрыше от этой ситуации, а кто-то нет.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
  • 0

Благодарю, Максим Александрович! Действительно, проблема низкой преемственности программ обучения на всех ступенях образовательного процесса существует и я пишу об этом. Нами предпринята попытка в целом охарактеризовать образовательную сферу в России, отобразить тенденции. В дальнейшем предполагаем рассматривать отдельно разные уровни образования более углубленно. Что касается введения базового или фиксированного оклада. Я говорю о том, что минимальный уровень должен быть не менее определенной величины. Но как этот вариант, как и предлагаемый Вами базовый доход в современных условиях проблематичны. Чтобы ввести фиксированную величину нужен рост экономики, по подсчетам специалистов, на уровне 4-7% в год. Реально ли это в наших условиях? Проблема финансирования науки и образования затрагивает ряд важнейших, но, к сожалению, нерешенных проблем: коррупцию,  малое число новых рабочих мест, санкции и т.д.

Благодарю за интересную беседу!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

×