Перейти к содержанию
Форум интернет-конференций ВолНЦ РАН

Вопросы

София Павловна, благодарю за интересный доклад! Позвольте подискутировать. Лично я вынужден не согласиться с тем, что представленный контент исключительно пропагандирует западную систему ценностей и западный образ жизни. Вынужден признаться, что с некоторыми программами я даже не знаком, но в целом имею представление о том, что и как показывают по ТВ. На мой взгляд это не столько пропаганда, сколько "отражение" существующих реалий, порой абсурдных и противоречивых. В связи с чем, у меня возникает ряд вопросов к Вам: 1) Что Вы понимаете под пропагандой? 2) Каким образом западные ценности тормозят развитие российского общества? Я согласен, что в отечественном социокультурном контексте они порождают противоречия и недопонимания. Пожалуй, да, - разлагают русскую традиционность. Но тормозят ли развитие? Приведите, пожалуйста, аргументы в пользу этого утверждения, возможно, конкретные примеры - мне было бы очень интересно.

 

С уважением, Безруков Антон Витальевич

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

2 ответа на этот вопрос

Recommended Posts

  • 0

Спасибо за проявленный интерес, Антон Витальевич! Что касается пропаганды, то для меня это ничто иное как целенаправленное распространение в обществе определённых идей, ценностей, норм и программ поведения. И как мы можем заметить, влияние западной культуры оказывает давление на людей, заставляет уменьшать значение традиционных ценностей, менять стиль жизни,  ломать самобытную идентичность. К примеру, если раньше высшее образование являлось источником распространения фундаментальных научных ценностей, то теперь, прежде всего, ценятся его доступность или удобность (минимум усилий для получения результата, просто сдать ЕГЭ,  развивающее шаблонное мышление), последующая максимальная реализация полученных знаний в коммерческом плане.

С уважением, Емцова София Павловна

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
  • 0

София Павловна, спасибо за ответ! Вынужден не согласиться со столь критичным отношением к "западной культуре". Ещё бы чётко понимать в чём её "западность", неугодная русскому традиционализму. Просто, внятного объяснения этого феномена, на мой взгляд искусственно сконструированного, до сих пор нет, - одни эмоции и возмущённые крики о том, что "у нас такое не приемлемо". Как минимум, всё это не научно!

Мне, например, она нисколько не мешает, никакого давления я со стороны неё не ощущаю и уж тем более она не вынуждает меня менять стиль жизни, ломать какую-то "самобытную" идентичность, которой вовсе никогда и не было (по крайней мере со времён Петра Великого, когда народ и страну начало "таскать" из одной крайности в другую). И я знаю достаточное количество образованных людей, на которых "западная культура" не "давит".

И, надо заметить, речь же не о политическом противостоянии на международной арене, а о культуре. Отечественные народные массы, по-моему, ощущают это давление только тогда, когда об этом, преследуя свои цели, активно начинает рассуждать государственный аппарат. Но, давайте вспомним те времена, когда этот же государственный аппарат всеми способами старался приобщиться именно к "западной культуре", когда мы наблюдали мощнейший всплеск отечественной науки, искусства и прочего. А в чём тогда проявляется особая "русская" идентичность советского человека? По-моему, опять же - это была искусственно сконструированная идентичность рабочего человека. Но в чём её особая русская самобытность проявлялась - большой вопрос? Особенно, учитывая, что эти самые революционно настроенные пролетарии (народные массы) окончательно покончили и разорвали всякую связь с традиционностью российского самодержавия, патриархальностью и православной верой... В результате, где она эта особая русская самобытность то?

Если принимать во внимание, что эту самобытность в информационном пространстве часто трактуют как ценность коллективизма, традиций, семьи, патриотизма и т.п., дак в отношении этих параметров "западная культура" внутри себя выглядит даже более коллективистской (в силу большей гражданской ответственности населения), традиционной (несмотря на всю негативную "осовремененность" западных стран, как её принято трактовать, сильны религиозные традиции и исторический ритуализм), семейно ориентированной (достаточно привести в пример шаблонный "семейный ужин", что у нас встретишь разве что в семьях "старообрядцев"), патриотичной (в силу всё той же ответственности граждан и социальной ориентированности граждан). А что мы имеем у нас? Коллективизм заканчивается там, где заканчиваются родственные и социальные связи; про традиционализм и показную религиозность вообще лучше молчать; разводы, аборты, беспризорность - обычное явление; ну разве что каким-то патриотичным духом мы тут сильны, всегда только забывая о том, что этот самый патриотизм идентифицируется у нас исключительно с готовностью к защиты страны и, следовательно, заканчивается там, где заканчивается государственное принуждение к исполнению этой повинности.

А Ваш пример про высшее образование. Кто-то ставит под сомнение систему образования на Западе, где совершаются научные открытия, наблюдается реальное развитие и повышение уровня жизни? О каком минимуме усилий может идти речь в случае с образовательной системой западных стран? Вас не смущает уже сам факт того, что продолжительность обучения там больше, а сама систем более дифференцирована, что предполагает многократное подтверждение своих способностей для дальнейшего повышения уровня этого образования каждым конкретным человеком. И в конце концов, эта система делает упор на индивидуальную потребность в этом образовании, взывая к личной ответственности каждого за себя, - твой уровень образования, статус в обществе и доход исключительно зависит от твоего желания и способностей. У нас же образование, в том числе уже и высшее, превратили в обязанность. И никого не смущает, а какая необходимость высшего образования у "дворника" или "грузчика". Короче, совсем другое дело, что эта система абсолютно безграмотно адаптируется в России. Это же уже совсем не про традиционализм и самобытность.

Это всё показатели какой-то особой русской самобытности? Или того, как она "размывается" под давлением западной культуры? Тогда, получается, что раз русская самобытность такая податливая, то вовсе и нет её. 

Сдаётся мне, проблема тут не в традиционализме россиян и модернизме запада, а в степени открытости/закрытости и гибкости/строгости западного и российского общества....

С уважением, Безруков Антон Витальевич

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

×