Перейти к содержанию
Форум интернет-конференций ВолНЦ РАН

Вопросы

Уважаемая Маргарита Борисовна!

Как, на Ваш взгляд, сочетается наставничество и конкуренция поколений за рабочее место?

Каковы мотивы наставников? (Это люди вышедшие на пенсию или работающие?)

Видите ли Вы различие в институте наставничества в советское время и сейчас?

Благодарю. Г.А. Парахонская

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

2 ответа на этот вопрос

Recommended Posts

  • 0

Здравствуйте, уважаемая Галина Анатольевна!

Спасибо за вопрос.

Рассмотрение темы взаимосвязи и взаимозависимости поколений в сфере занятости традиционно ведется с позиции стойкого бытового негативного суждения: считается, что вовлечение/сохранение населения старших возрастов в сфере занятости происходит в ущерб молодежи, поскольку в этом случае пожилые занимают рабочие места, на которых потенциально могли бы трудиться молодые люди. Однако многочисленные современные научные исследования доказали: этот расхожий стереотип абсолютно не соответствует действительности. Причем доказательства этому найдены как за рубежом, так и в нашей стране.

В отчете Международного Научно-исследовательского Института по вопросам труда за 2014 год говорится: «Отрицательная обратная связь между трудовой занятостью молодых и зрелых специалистов отсутствует: напротив, повышение занятости населения старших возрастных групп приводит к увеличению занятости молодежи. А ограничение трудовой деятельности работников зрелого возраста никак не расширяет карьерные возможности для молодых соискателей». В отчете также отмечается, что меры, введенные в свое время в Дании и Франции для снижения доли трудовой занятости зрелого населения, привели к повышению доли безработицы среди молодежи в том же периоде.

В документе Всемирной организации труда (ВОЗ) «Эйджизм на рабочих местах» утверждается, что «Меры политики, обеспечивающие обязательный выход на пенсию в установленном возрасте, не способствуют созданию рабочих мест для молодых людей, как ожидалось ранее, но ограничивают возможный вклад пожилых людей и возможности организации для использования квалификации и опыта пожилых сотрудников». 

Отечественные ученые после исследования этого вопроса тоже придерживаются данной точки зрения. В частности, на эту тему рассуждает группа ученых Института международной экономики (ИМЭМО РАН) под руководством Е.Ш. Гонтмахера: «…от увеличения доли пожилых в составе рабочей силы производительность предприятий может не только проигрывать, но и выигрывать. Хотя работодатели зачастую предпочитают более молодых кандидатов, в экономике знаний возрастает значение личностного знания и опыта, которые накапливают за время трудовой деятельности работники старшего возраста».

Доцент Высшей школы экономики Е. Кудрявцева полагает: что «никогда структура рабочих мест, занятых пожилыми, не будет соответствовать структуре мест для молодых.

Что касается мотивов наставников (во, первых эту роль на себя могут взять, как работающие, так и пенсионеры). Я в своей работе делаю акцент, что пенсионеры в большей степени могут быть полезны на позиции наставников. Мотивы для наставников просматриваются следующие:

-      доверие со стороны компании, как зарекомендовавшие себя лояльными, эффективными и успешными сотрудники;

-      статус лидера, доверие и репутацию среди коллег;

-      личный рост и удовлетворение от работы;

-      материальное вознаграждение в виде премии за каждого стажера, успешно сдавшего экзамен по окончании испытательного срока;

-      включение в управленческий кадровый резерв.

Что касается наставничества, в советское время и сейчас. На мой взгляд, в наши дни система наставничество охватывает: отношения на производстве, наставничество в социальной сфере, наставничество в образовании и кружковом движении, наставничество в бизнесе и предпринимательстве, что значительно шире, чем в в советское время. Как пример, в области социального наставничества в некоторых из регионов открылись и эффективно работают наставнические центры, центры поддержки и сопровождения выпускников из школ-интернатов. Появляются методические наработки эффективных технологий сопровождения и подготовки детей-сирот к самостоятельной жизни, которые имеют не краткосрочные мероприятия, а сопровождение данной группы до полного встраивания во взрослую жизнь.

С уважением, Скворцова Маргарита Борисовна.

 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
  • 0

Уважаемая Маргарита Борисовна! 

Большое спасибо  за столь обстоятельный ответ.

Г.А. Парахонская

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

×