
Сергей Николаевич Леонов
Участники конференции-
Публикаций
18 -
Зарегистрирован
-
Посещение
Репутация
0 NeutralИнформация о Сергей Николаевич Леонов
-
Звание
Member
Посетители профиля
-
Сергей Николаевич Леонов подписался на Практикоприменимость, Предпринимательство и преференциальные режимы, состоятельность интегральных индексов и и 1 другой
-
Предпринимательство и преференциальные режимы
Сергей Николаевич Леонов ответил Владимир Петрович Смирнов в теме Методологические проблемы оценки развития муниципалитетов с различными преференциальными режимами предпринимательской деятельности
День добрый, уважаемый Владимир Петрович! Спасибо за вопрос. Возможность дифференциации предпринимателей по группам, подобно практике таможенного регулирования, нами не рассматривалась. Однако ранее был рассмотрен опыт применения на Дальнем Востоке теории «полюсов роста» (см. Леонов С. Н. Глава 2. Стимулирование предпринимательской активности: инвестиционные полюса // Развитие экономики Дальнего Востока России: эффекты государственной политики / Отв. редакторы П.А. Минакир, С.Н. Найден. Хабаровск : ИЭИ ДВО РАН, 2021. С. 23-44). Было показано, что реальная классификация предпринимательских инициатив в «точках роста» на якорные и обслуживающие проекты, не бесспорна. Значимым фактом является высокий удельный вес малых и средних предприятий (МСП) среди резидентов дальневосточных локальных зон. Так, 92% числа резидентов свободного порта Владивосток (СПВ) составляют МСП, что на 17 п. п. превышает долю МСП среди резидентов территорий опережающего развития (ТОР). Причем среди МСП, зарегистрированных в СПВ, более 97% предприятий приходится на микропредприятия. Столь высокая доля МСП ни плоха, ни хороша сама по себе. Важным моментом является соподчиненность малых предприятий и предприятий-лидеров якорных (пропульсивных) отраслей в части формирования наведенного системного эффекта. Данный вопрос не решен, требует отдельного рассмотрения и здесь может лишь постулироваться, ввиду крайне ограниченных в настоящее время данных по хозяйственной активности МСП в локальных зонах на Дальнем Востоке. Вопрос об оценке эффективности региональной политики в части влияния преференциальных режимов ТОР и СПВ на регионы-реципиенты также требует дальнейшего рассмотрения. Как показывает анализ, льготы в настоящее время в основном касаются налогов и ряда материальных выгод для бизнеса на значительном числе площадок ТОР и СПВ, что часто ведет не к конкуренции резидентов за возможность оказаться на той или иной площадке, а к борьбе преференциальных режимов площадок ТОР и СПВ за резидентов. С наилучшими пожеланиями, С.Н.Леонов- 2 ответа
-
- предпринимательство
- преференции
-
(и ещё #)
C тегом:
-
состоятельность интегральных индексов
Сергей Николаевич Леонов ответил Елена Сергеевна Тупик # 2 в теме Использование интегральных территориальных индексов для оценки уровня регионального развития
Уважаемая Елена Сергеевна, спасибо Вам за вопрос, позволяющий продолжить дискуссию о применимости интегральных индексов в региональных аналитических работах. По своей сути, интегральные индексы, агрегируя в себе значительный массив разноплановой информации, дают возможность для аналитической оценки сложившейся ситуации в регионе (стране), сравнения положения территории относительно других регионов, построения аналитических региональных рейтингов. Несмотря на частоту использования, недоопределенными остаются вопросы применимости интегральных индексов, особенностей методов их построения, объективности получаемых на их основе оценок. Практически на каждом этапе расчета индексных оценок имеется ряд проблем и допущений, накладывающих ограничения на их использование в статистическом и экономическом анализе. К основным проблемам относятся слабая комплексность оценок, невысокая сопоставимость информации и отсутствие однозначности интерпретации результатов (особенно на региональном уровне), слабая репрезентативность информации и результатов для международных сравнений, «незавершенность» национальной системы статистики (особенно, - на муниципальном уровне). В расчетах индексов объективно измеренные параметры часто сосуществуют с субъективно оцениваемыми, так называемыми «мягкими параметрами», которые не могут быть измерены приборами или рассчитаны по формулам, отражающим объективные закономерности. Отсутствие унифицированных общепринятых индикаторов территориального развития порождает широкое использование экспертных оценок, что зачастую приводит к излишней трудоемкости и субъективности расчетов. Особое место занимают вопросы модификации применения интегральных индексов для целей региональной политики. Тем не менее, представляется, что в условиях отсутствия реальных альтернатив интегральным индексам, на базе которых затем строятся ряды рейтинговых сравнений, необходимо продолжать работу над их совершенствованием с целью использования в качестве инструментов региональной диагностики и факторов принятия стратегических управленческих решений. Возможным путем демпфирования названных проблем является использование (по мере развития региональной и национальной статистической базы) большего числа доступных данных, которые могут применяться в экономической и политической реальности для межстрановых (межрегиональных) сравнений в качестве своеобразного фона, максимально отвечая потребностям диагностики территориального развития. Интегральные территориальные индексы, при условии корректного применения, могут явиться значимым инструментом диагностирования и управления социально-экономическим развитием страны, в том числе и в региональном контексте. -
Практикоприменимость
Сергей Николаевич Леонов ответил Оксана Александровна Полюшкевич в теме Использование интегральных территориальных индексов для оценки уровня регионального развития
Уважаемая Оксана Александровна, спасибо Вам за вопрос. Именно его я задавал себе, когда заинтересовался данной темой. В последнее время расчеты интегральных территориальных индексов, как инструмент систематизации данных, становятся все более популярными в аналитических оценках, однако в процессе их использования следует четко отдавать себе отчет, как формируются индексы, адекватны ли методы их расчета поставленным задачам, соответствуют ли формируемые индексы целям исследования? Методология построения интегральных индексов первоначально была разработана для межстрановых сравнений и основана на специальной «свертке» ряда частных статистических или иных (например, балльных) показателей, требует адаптации и последующей интерпретации в соответствии с задачами конкретно выполняемого исследования. Объективность интегральных индексов и получаемых результатов от их применения зависят от теоретической концепции, достоверности данных, а также выбора методов, которые лежат в основе построения интегральных индексов. Среди исследователей отсутствует единый подход к выбору методов определения показателей, а также определения весовых коэффициентов при их агрегации в интегральный индекс. Данный момент следует учитывать в процессе интерпретации получаемых результатов. Широкое использование в анализе интегральных индексов обусловлено потребностями в принятии управленческих решений по выявленным социально-экономическим проблемам. И, так как рассматриваемые индексы используются для диагностики регионального состояния, следует помнить о значимости верификации не только самих расчетов, но и об учете целевых ориентиров показателей, использующихся для расчета индексов. Ведь одной из целей построения индекса является выявление тех показателей в структуре сводного индекса, улучшив состояние по которым территория смогла бы «вырваться вперед» в сравнении с другими странами (регионами) по значению сводного территориального индекса в целом. Как следствие, число показателей, формирующих индекс, должно быть разумным (до 15-20 единиц), но не 60-70, чем иной раз грешат работы авторов, из лучших побуждений стремящихся «учесть все возможные нюансы территориального развития». В результате, при большом числе показателей в индексе, да еще и при балльной оценке их удельных весов, присваиваемых зачастую достаточно субъективно разработчиками территориальных индексов, реальная цель построения индекса, - диагностика регионального развития, уходит в сторону, превращаясь для разработчиков в занимательную «игру в цифры» для себя… Что касается возможности использования территориальных индексов не только на государственном или региональном (типа субъекта федерации) уровнях, но и на муниципальном уровне, то здесь я гораздо более пессимистичен. До настоящего времени на уровне муниципалитетов не разработан показатель, аналогичный валовому региональному продукту, В силу этого, а также в виду достаточной сложности расчетов и интерпретации результатов, расчеты интегральных территориальных индексов, как инструмент систематизации данных, видимо, еще долго останутся аналитическим инструментом для межстрановых и межрегиональных сравнений, обходя стороной уровень муниципальной власти… -
Практикоприменимость
Сергей Николаевич Леонов ответил Оксана Александровна Полюшкевич в теме Использование интегральных территориальных индексов для оценки уровня регионального развития
Уважаемая Оксана Александровна, спасибо Вам за вопрос. Именно его я задавал себе, когда заинтересовался данной темой. В последнее время расчеты интегральных территориальных индексов, как инструмент систематизации данных, становятся все более популярными в аналитических оценках, однако в процессе их использования следует четко отдавать себе отчет, как формируются индексы, адекватны ли методы их расчета поставленным задачам, соответствуют ли формируемые индексы целям исследования? Методология построения интегральных индексов первоначально была разработана для межстрановых сравнений и основана на специальной «свертке» ряда частных статистических или иных (например, балльных) показателей, требует адаптации и последующей интерпретации в соответствии с задачами конкретно выполняемого исследования. Объективность интегральных индексов и получаемых результатов от их применения зависят от теоретической концепции, достоверности данных, а также выбора методов, которые лежат в основе построения интегральных индексов. Среди исследователей отсутствует единый подход к выбору методов определения показателей, а также определения весовых коэффициентов при их агрегации в интегральный индекс. Данный момент следует учитывать в процессе интерпретации получаемых результатов. Широкое использование в анализе интегральных индексов обусловлено потребностями в принятии управленческих решений по выявленным социально-экономическим проблемам. И, так как рассматриваемые индексы используются для диагностики регионального состояния, следует помнить о значимости верификации не только самих расчетов, но и об учете целевых ориентиров показателей, использующихся для расчета индексов. Ведь одной из целей построения индекса является выявление тех показателей в структуре сводного индекса, улучшив состояние по которым территория смогла бы «вырваться вперед» в сравнении с другими странами (регионами) по значению сводного территориального индекса в целом. Как следствие, число показателей, формирующих индекс, должно быть разумным (до 15-20 единиц), но не 60-70, чем иной раз грешат работы авторов, из лучших побуждений стремящихся «учесть все возможные нюансы территориального развития». В результате, при большом числе показателей в индексе, да еще и при балльной оценке их удельных весов, присваиваемых зачастую достаточно субъективно разработчиками территориальных индексов, реальная цель построения индекса, - диагностика регионального развития, уходит в сторону, превращаясь для разработчиков в занимательную «игру в цифры» для себя… Что касается возможности использования территориальных индексов не только на государственном или региональном (типа субъекта федерации) уровнях, но и на муниципальном уровне, то здесь я гораздо более пессимистичен. До настоящего времени на уровне муниципалитетов не разработан показатель, аналогичный валовому региональному продукту, В силу этого, а также в виду достаточной сложности расчетов и интерпретации результатов, расчеты интегральных территориальных индексов, как инструмент систематизации данных, видимо, еще долго останутся аналитическим инструментом для межстрановых и межрегиональных сравнений, обходя стороной уровень муниципальной власти… -
консолидация
Сергей Николаевич Леонов ответил Олег Михайлович Скапенкер в теме Подходы к оценке результатов государственного регулирования муниципального развития
Олег Михайлович, спасибо за интересный вопрос. Вы верно заметили, что говорить об эффективности региональной политики на муниципальном уровне без учета типа и объема располагаемых территорией ресурсов - малопродуктивно. Действительно, муниципалитеты, располагающие бОльшим "территориальным капиталом" (трудовым, финансовым, инновационным) - в большей мере способны воспринять политику государственной поддержки. Но, как мне представляется, делать из этого вывод о необходимости укрупнения, консолидации налонаселенных МО, - преждевременно. Для эффективно функционирующей системы местного самоуправления важно не только наличие достаточных финансовых ресурсов у муниципалитетов, но и учет обеспечения доступа населения к реальному местному самоуправлению. В процессе объединения МО, в погоне за ожидаемой (потенциальной) финансовой экономией, часто игнорируется второй, "активный" аспект доступа к МСУ - возможность населения непосредственно участвовать в осуществлении самоуправления на местах. В результате, по мере укрупнения муниципалитетов, вместо формирования активных местных сообществ, можно получить командно-административную систему отношений населения и власти... -
-
консолидация
Сергей Николаевич Леонов ответил Олег Михайлович Скапенкер в теме Подходы к оценке результатов государственного регулирования муниципального развития
Олег Михайлович, спасибо за интересный вопрос. Вы верно заметили, что говорить об эффективности региональной политики на муниципальном уровне без учета типа и объема располагаемых территорией ресурсов - малопродуктивно. Действительно, муниципалитеты, располагающие большим "территориальным капиталом" (трудовым, финансовым, инновационным) - в большей мере способны воспринять политику государственной поддержки. Но, как мне представляется, делать из этого вывод о необходимости укрупнения, консолидации налонаселенных МО, - преждевременно. Для эффективно функционирующей системы местного самоуправления важно не только наличие достаточных финансовых ресурсов у муниципалитетов, но и учет обеспечения доступа населения к реальному местному самоуправлению. В процессе объединения МО, в погоне за ожидаемой (потенциальной) финансовой экономией, часто игнорируется второй, "активный" аспект доступа к МСУ - возможность населения непосредственно участвовать в осуществлении самоуправления на местах. В результате, по мере укрупнения муниципалитетов, вместо формирования активных местных сообществ, можно получить командно-административную систему отношений населения и власти... -
Вопрос
Сергей Николаевич Леонов ответил Александр Васильевич Фетюков в теме Организация северного завоза - важное условие устойчивого развития Арктической зоны Якутии
Александр Васильевич, спасибо за проявленный интерес к докладу и за заданный вопрос. Вы абсолютно верно заметили, что водный речной транспорт является важнейшим направлением развития "северного завоза" в республике Саха (Якутия). Северный завоз подразумевает досрочный завоз продукции в районы Крайнего Севера и приравненные к нему территории. В Якутии именно внутренним водным транспортом ежегодно в короткую летнюю навигацию перевозится 2,7-3 млн т грузов в районы Крайнего Севера Республики. Несмотря на сезонность завоза и ряд отмеченных в докладе проблем, речной транспорт выступает в регионе наиболее экономичным способом транспортировки грузов в отдаленные районы Якутии. -
Сотрудничество или укрупнение
Сергей Николаевич Леонов ответил Мария Алексеевна Попова в теме Укрупнение муниципалитетов как вариант финансового обеспечения муниципального развития: мировой опыт
Мария Алексеевна, Вы верно заметили, что вопросы профессиональных муниципальных сообществ крайне важны. Однако при подготовке диссертации Вам следует помнить, что ситуация с местным самоуправлением может стать еще более проблемной после денонсации Госдумой РФ 16 февраля этого года ряда законодательных документов с ЕС. Для "муниципальщиков" важно то, что среди денонсированных документов оказалась и Европейская хартия местного самоуправления... -
Сотрудничество или укрупнение
Сергей Николаевич Леонов ответил Мария Алексеевна Попова в теме Укрупнение муниципалитетов как вариант финансового обеспечения муниципального развития: мировой опыт
День добрый, Мария Алексеевна! Спасибо за проявленный интерес к докладу и за вопросы. Представляется, что межмуниципальное сотрудничество вряд ли может стать абсолютной альтернативой процессу укрупнения муниципальных образований. Это два взаимодополняющих процесса. Речь в докладе идет не о том, что укрупнение (слияние) муниципалитетов нецелесообразно, а о том, что российский и зарубежный опыт подобного слияния показывают, что при обосновании укрупнения муниципалитетов, наряду с качественными параметрами оценки эффективности самого процесса укрупнения, должны быть учтены и количественные аргументы, оправдывающие подобное слияние. А этого в действительности не наблюдается ни в российском, ни в зарубежном опыте слияний. Что касается роли профессиональных сообществ муниципалитетов, то она весьма значима как в процессе обоснования укрупнения муниципальных образований, так и в процессе выбора и организации конкретных форм межмуниципального сотрудничества. Пристальное внимание профессиональных сообществ муниципалитетов должно быть направлено на оценку последствий и выбор потенциально эффективных вариантов слияния муниципальных образований, а также на организацию контроля за обоснованием возможных форм сотрудничества (ассоциативная, договорная или организационно-хозяйственная) и ходом реализации процесса межмуниципального сотрудничества. -
Сергей Николаевич Леонов подписался на Вопрос
-
Вопрос
Сергей Николаевич Леонов ответил Михаил Константинович Малышев в теме Финансовые возможности органов местного самоуправления по регулированию муниципального развития
Михаил Константинович, день добрый и спасибо за вопрос. Отмечу, что финансовые проблемы становления и развития местного самоуправления в России в значительной мере схожи с проблемами большинства стран. Анализ показывает, что на уровне муниципалитетов среди финансовых инструментов регулирования территориального развития наиболее значимы местные налоговые льготы, нормативы налоговых доходов, передаваемые в местные бюджеты, межбюджетные трансферты. Инструмент муниципальных облигационных займов, являвшийся недооцененным с точки зрения потенциала влияния на региональное развитие местных сообществ, в условиях современной финансовой нестабильности становится запредельно дорогим для органов местного самоуправления. В качестве целевых направлений и перспектив укрепления финансовых основ функционирования муниципалитетов, следует совершенствовать инструменты развития доходной базы местных бюджетов (в отношении налога на доходы физических лиц, налоговых доходов от имущественного комплекса, налогообложения малого бизнеса). Речь идет о решенной в значительном числе зарубежных стран проблеме перераспределения, например, налога на доходы физических лиц с места работы в место проживания налогоплательщика, после изначальной уплаты налога по месту работы. Кроме этого, следует внимательно отнестись к предложениям, высказываемым научным сообществом о придании статуса «местные» всей группе имущественных налогов, поскольку именно органы местного самоуправления могут результативно влиять на их администрирование. -
Эффективность
Сергей Николаевич Леонов ответил Татьяна Сергеевна Соловьева в теме Особенности и пространственная специфика межмуниципального сотрудничества в Российской Федерации
День добрый, уважаемая Татьяна Сергеевна, спасибо за вопрос. Межмуниципальное сотрудничество (ММС) – взаимодействие муниципалитетов в целях выражения и защиты их общих интересов, а также объединения финансовых средств, материальных и других ресурсов для решения вопросов местного значения. Современные данные свидетельствуют о недостаточных, если не сказать незначительных объемах взаимодействия муниципальных образований (МО). Тем не менее, из трех форм ММС (ассоциативная, договорная и организационно-хозяйственная) в России по частоте использования выделяются две первые, применение которых обусловлено определенной разработанностью системы правового регулирования процесса ММС. Но именно третья форма – хозяйственное сотрудничество, по нашему мнению, позволяет муниципалитетам реально совместно решать хозяйственные вопросы местного значения. Однако практика создания межмуниципальных хозяйственных обществ в целях решения вопросов местного значения носит сильно ограниченный территориальный характер, охватывая лишь порядка двадцати из 85-ти субъектов Российской Федерации. Причина этого – определенные хозяйственные риски, встающие перед МО при создании межмуниципальной организации в форме АНО или фонда. Подобный выбор может привести к убытию муниципального имущества из собственности МО, так как и фонд, и АНО – унитарные НКО без членства, а переданное АНО или фонду их учредителями имущество становится собственностью организации (фонда), и учредители теряют право на это имущество в дальнейшем. В законодательстве закреплена организационно-правовая форма, которая наиболее рациональна в современных условиях для создания межмуниципальных НКО – некоммерческое партнерство (НП). Члены НП могут реально управлять делами партнерства, а переданное НП его членами имущество должно быть возвращено в натуральной или стоимостной форме его владельцу, в случае, если МО решит выйти из НП. -
Если нет взаимодействия
Сергей Николаевич Леонов ответил Лана Димитриевна Джиджелава в теме Взаимодействие стейкхолдеров как важнейшее условие разработки и реализации стратегии развития муниципального образования
Уважаемая Лана Дмитриевна, спасибо за вопрос. Действительно, не всегда удается, но всегда следует стремиться к достижению соглашения и взаимодействия между стейкхолдерами, так как и органы местного самоуправления, и органы государственной власти, и население заинтересованы (хотя и в разной степени) в долгосрочном развитии муниципалитета. -
о содержании стратегии
Сергей Николаевич Леонов ответил Екатерина Игоревна Кайбичева в теме Взаимодействие стейкхолдеров как важнейшее условие разработки и реализации стратегии развития муниципального образования
Екатерина Игоревна, спасибо за вопрос. В настоящее время, согласно 3 статьи Федерального закона РФ от 28 июня 2014 г. №172-ФЗ, стратегия развития муниципального образования понимается как документ стратегического планирования, определяющий цели и задачи муниципального управления и социально-экономического развития на долгосрочную перспективу. Однако, как показывает региональная практика, стратегия, как муниципальный документ, часто включает в себя цели и задачи, в достижении которых частично или полностью могут принимать участие органы государственной власти субъекта Федерации. Причем потребность во взаимодействии возникает не только в процессе согласовании готового документа, но уже на первом этапе процесса разработки стратегии, ввиду возникающей при этом реальной возможности воздействовать на финальный результат разрабатываемого документа. Очевидная форма подобного взаимодействия - привлечение в соответствии с частью 7 статьи 11 172-ФЗ к разработке стратегии представителей, как органов государственной власти, так и иных организаций. -
вопрос
Сергей Николаевич Леонов ответил Евгения Сергеевна Лапцова в теме Взаимодействие стейкхолдеров как важнейшее условие разработки и реализации стратегии развития муниципального образования
Евгения Сергеевна, спасибо за вопрос. В работе в качестве стейкхолдеров в процессе разработки и реализации намечаемых стратегических ориентиров развития муниципального образования рассматриваются органы местного самоуправления, органы государственной власти и население территории. Формализованные методики оценки уровня взаимодействия стейкхолдеров в процессе разработки и реализации стратегий развития муниципалитетов нам не известны. -
Стратегия "снизу"
Сергей Николаевич Леонов ответил Александр Анатольевич Кобылко в теме Взаимодействие стейкхолдеров как важнейшее условие разработки и реализации стратегии развития муниципального образования
Спасибо за вопрос. Практические примеры подобных подходов существуют как в территориальном, так и в отраслевом разрезах. Стратегия развития Самары до 2025 года, подготовленная в 2014 г., опередила Стратегию развития России. Отраслевая стратегия развития РЖД вообще до 2050 г. Тем не менее, нормальной следует считать ситуацию, когда развитие нижестоящих регионов, их долгосрочные цели развития задаются на более высоком территориальном уровне.